Особенности романской скульптуры Германии

В Германии монументальная скульптура из камня не получила особого распространения и развития, и богато украшенные порталы не типичны. Скульптура сосредоточена во внутренних помещениях храмов. Основные материалы - бронза, стук, дерево. Главные особенности: духовное содержание персонажей входит в резкое противоречие с пропорциями человеческого тела: истинно духовный человек не может быть похож на обычного, потому фигуры персонажей далеки от пластической гармонии. Эмоциональное состояние, переданное этими средствами, можно определить как возвышенно-суровое. Выбранные мастерами художественные материалы способствовали раскрытию повышенной пластической подвижности, раскрывающей границы конечности человеческого начала: и дерево, и бронза _____________________________ Лекция 72. Романское изобразительное искусство_________________________________________________________

- материалы, передающие сложные движения, требуемые от человеческого тела на пути к духовному самоопределению.

Особое распространение получила тема Распятия. Распятие представляет аспект Христа страдающего, не судьи/покровителя человечества, а мученика, испытывающего физические и духовные страдания. Сочувствие, сострадание является основой душевного взаимодействия зрителя и произведений германского романского искусства.

Бронзовые рельефные композиции храмовых врат выполнялись в невысоком рельефе, создающем эффект растворения фигур во вневременном и внепредметном фоне, откуда произошло их просвещающее и поучающее человека-зрителя явление.

Отдельной формой искусства рельефа в Германии были надгробия, которые заявляли своими художественными приемами противоположные принципы изобразительного искусства. Будучи положенными на пол церквей, надгробия демонстрировали персонажей, пребывающих в мире абсолютного покоя, принявших вечную благодать.