Характеристика монументальной живописи Западной Европы X-XII вв.

Росписи романского времени представляют собой фресковые композиции. Техника мозаики встречалась только в отдельных областях Италии, под воздействием византийских традиций.

Росписи в интерьере романского храма располагались на стенах в соответствии с движением паломника по церкви к алтарю и обратно. Изображенные события Ветхого и Нового Завета разворачивались в хронологической последовательности, актуализируя включение зрителя в Co-бытие, проживание Священной истории. Главный акцент был поставлен на росписи центральной апсиды, представлявшей Христа во славе. На западной стене храма располагалась сцена Страшного суда. Таким образом, Страшный суд открывал (рельефом тимпана) и завершал (фреской) диалог- отношение верующего и церкви.

Расцвет французской романской живописи падает на конец Х1-первую половину XII вв.

Немногие дошедшие памятники монументальной живописи можно разделить на несколько групп, специфика каждой из которых обусловлена доминирующими художественными традициями: раннехристианскими, восточно-византийскими (Македонский Классицизм), мавританскими.

Как и для развития искусства рельефа, для монументальной живописи типично деление произведений изобразительного искусства на те, в которых заявлена тематика торжества божественного нисхождения и диктата божественного закона (церковь в Сен-Савен-сюр-Гартамп) и те, в которых человеческое начало представлено возводящим свою имманационную энергетику к Абсолютному началу (церковь Сен Мартен в Ноан-Вике, вторая четверть XII в.).

Произведения-репрезентанты романского изобразительного искусства:

_____________________ Лекция 72. Романское изобразительное искусство_______________________

Скульптура Франции: тимпан южного портала церкви Сен Пьер в Муассаке (ок.1120 г.): «Христос во славе», «Святой Петр»; тимпан собора Сен Лазар в Отене (1125-1145 гг.): «Страшный Суд» (1130 - ок.1145), рельеф притолоки северного портала «Ева» (1125 г.); церковь Сен Жиль в Сен-Жиль- дю-Гар: оформление западного фасада: «Распятие», «Христос во славе» «Поклонение волхвов». Тимпан церкви в Больё-сюр-Дордонь («Христос во славе»). Тимпан церкви Сент-Фуа в Конке-ан-Руэрге: «Страшный суд». Скульптура западного фасада церкви Сен Трофим в Арле: «Святой Петр». Скульптура церкви в Суйяке (сер. XII в.): «Святой Исайя».

Скульптура Германии: церковь св. Михаила в Хильдесхейме: рельефы бронзовых дверей (1015 г.). Бронзовые двери церкви в Аугсбурге (cep.XI в.): «Святые апостолы». «Распятие» (архиепископа Геро; собор в Кельне, 975 г.). Надгробие Рудольфа Швабского (1080 г.).

Монументальная живопись: фрески монастырской церкви в Сен-Савен- сюр Гартамп (третья четверть XI в. - 1115 г.). Росписи капеллы приората в Берзе-ла-Виль (нач.ХП в.). Фрески церкви Сен Мартен в Ноан-Вике (вторая четверть XII в.).

Миниатюра Англии: «Псалтирь» из Сент-Олбанса, «Ламбертская Библия», «Винчестерская Библия».

Миниатюра Франции: «Сен-Северский Апокалипсис» (сер. XI в.), «Евангелие Амьенской библиотеки» (вторая половина XI в.), «Житие св. Радегоны» (сер. XI в.).

Собор Сен Лазар в Отёне (между 1120 и 1146). На тимпане также изображен Страшный Суд. В центре восседает Христос в мандорле, которую поддерживают ангелы. Каждая из сторон делится на два уровня, а внизу тянется архитрав. На верхних уровнях с одной стороны изображена Дева Мария, восседающая на троне, с другой стороны - 2 апостола, они наблюдают за судом. В нижней части слева от Христа стоят 8 апостолов, лицом к центральной фигуре. Святой Петр с ключами охраняет вход в Небесный Иерусалим, представленный постройкой с аркадами, куда с помощью ангела пытаются проникнуть воскресшие. С противоположной стороны - сцена взвешивания душ, этим заняты архангел Михаил и дьявол. Сцены архитрава представляют разделение воскресших на спасенных и проклятых стоящим в центре ангелом. Шествие праведников, среди которых изображены два паломника, контрастирует с процессией грешников. Эта толпа со страхом и смятением движется к тому месту, где над грешниками разверзаются руки дьявола, отправляющего их в ад. На внешних архивольтах содержат изображения различных видов человеческой деятельности по месяцам и знаки Зодиака, что помещает сцену Страшного суда в космический контекст.

Церковь Сен Пьер в Муассаке (первая половина XII в.). В тимпане изображена сцена Апокалипсиса: старцы поклоняются Христу во славе. Композиция выполнена в высоком рельефе, отсюда - резкая игра светотени. По сторонам от Христа - ярусы старцев. Фигура Христа окружена ангелами, а также традиционными символами евангелистов - лев, орел, бык, ангел. И Лекция 72. Романское изобразительное искусство

эта группа намного крупнее старцев. Если в пространстве фона много теневых пятен, то в центре фигуры выступают вперед, и плоскость освещена лучшим образом, и на этой плоскости - редкая сеть прорисованных складок одежды.

Фигура св. Петра на откосе портала собора в Муассаке репрезентирует имманационную концепцию школы Лангедока - к ней также применимы все характерные черты данной школы: дух искажает тело, заставляя его терять характерную человеку пропорциональность, тело в результате выглядит как несоответствующее внутреннему наполнению, выглядит искаженным и уродливым. В Муассаке в этой скульптуре особенно проявилось основное свойство романской скульптуры: антитеза духа и плоти, внешней изменчивости и существенной незыблемости.