Творчество Филиппо Брунеллески

Кватроченто (от нтал. quattrocento - четыреста, четырехсотые годы). Особенности периодизации искусства эпохи Кватроченто: 1 этап (1410-1450- е гг.); 2 этап (1450-е - 1470-е гг.); 3 этап (1470-е - 1498 гг.).

В начале XV в. проблемы перспективы не только активно исследовались на теоретическом уровне, осваивались на практике производства произведений искусства. В области архитектуры это впервые сделал Филиппо Брунеллески (Капелла Пацци во Флоренции), в сфере скульптуры - Лоренцо Гиберти (бронзовые рельефы «Райских дверей» флорентийского Баптистерия), в живописи - Мазаччо (фреска «Троица» флорентийского храма Санта Мария Новелла).

Приблизительно во второй трети XV в. в итальянском искусстве происходит кристаллизация ренессансных принципов. В области архитектуры это творения Леона Баттисты Альберти, в сфере скульптуры - произведения Донателло, в живописи - создания Пьеро делла Франчески.

Итальянские мастера Возрождения образцом совершенства объявили природу и заявили о всемерном подражании ей в произведениях изобразительного искусства. В связи с этим цель художников выглядит пророческой.

В 60-70-е гг. XV в. второй трети Кватроченто принципы Ренессанса стремительно утвердились за пределами Флоренции и вообще Тосканы. В последней трети столетия пышно расцвели ренессансные школы Ломбардии, Феррары, Умбрии. Особенно возросла в это время роль Венеции.

Своеобразие первого этапа (1410-1450-е гг.) архитектуры эпохи Кватроченто.

В середине 60-х гг. XV в. Филарете появление трактата по архитектуре «Трактате о зодчестве», зарисовки и обмеры античных сооружений, штудирование зодчими трактата Витрувия, обнаруженного в 1414 г. гуманистом Браччолини, способствовали быстрому освоению принципов ордерной системы. Ордер был не столько основой конструкции, сколько средством организации художественного пространства. Ордер способствовал созданию ритмической структуры культовых сооружений. Образец совершенства, разработка линейной перспективы. Богатое декоративное убранство архитектурных сооружений - зодчество Средней Италии, североитальянской архитектуры (Ломбардии, Венеции). Тяготение к богатству декоративного убранства как на фасаде, так и в интерьерах храмовых зданий. Древнеримская орнаментика: позолоченная резьба, полы - узоры мраморной и деревянной мозаики, стены - росписи и рельефы.

Поиск типа «идеального храма», то есть образцового культового здания, основой которого должен быть круг (или приближающийся к нему многогранник) в виде центрического, перекрытого куполом здания, дал широкое распространение типу центрического здания с планом в форме