Творчество Донато Браманте

Творения «высокого» Ренессанса - шедевры Ренессанса. Архитектурным образцом «высокого» Ренессанса является небольшая часовня «Темпьетто» (1502), построенная по проекту Донато Браманте. Храм расположен в Риме, во дворе францисканского монастыря Сан Пьетро ин Монторио на том месте, где, согласно преданиям, был распят Святой Петр.

«Темпьетто» представляет собой периптеральную ротонду под куполом, то есть круглое в плане сооружение с колоннадой по периметру стен. Традиция возведения таких сооружений восходит, с одной стороны, к древнеримским ротондам храмов Весты в Тиволи и на Тибре в Риме. С другой стороны, здание соотносится с раннехристианскими мартириями (церквями в честь Святых мучеников), которые являлись сакральными памятниками над могилами тех, кто отдал свои жизни во имя Христа и христианского вероучения.

Кольцо низких, широко разбегающихся ступеней соединяет подий храма с мощеным двором и разрывается сзади лесенкой в крипту, в полу которой сохранилось углубление от апостольского креста.

______________________ Лекция 81. Архитектура, скульптура, живопись________________________

По периметру часовня окружена портиком из шестнадцати цельных гранитных колонн тосканского ордера, несущих трехчастный антаблемент. Метопы и триглифы фриза украшены изображениями церковной утвари и символами Святого Петра. Стены основного цилиндрического объема «Темпьетто» в нижней части, соответствующей высоте колонн, расчленены шестнадцатью пилястрами, которые чередуются с нишами (прямоугольными изнутри и полукруглыми снаружи), окнами и дверями. В верхней части стены часовни, поднимаясь над портиком и балюстрадой, образуют высокий барабан, поддерживающий полусферический купол.

Известно, что Браманте собирался установить ротонду «Темпьетто» как «идеальный храм» в центре круглого, обрамленного колоннадой двора, и тем самым создать художественную модель Дольнего мира, гармонично взаимодействующего с миром Горним. Нереализованность авторского замысла «Темпьетто».

2. Скульптура эпохи «высокого» Возрождения (1498-1520). Скульптурное творчество Микеланджело Буонарроти

Общая характеристика скульптуры «высокого» Возрождения» (1498­1520). Анализ скульптурного произведения «Давид» (1501-1504). Статуя, созданная скульптором Микеланджело Буонарроти, способна на чувственное явление сущности всех основных форм религии: эго-, социо-, космо- и абсолютоцентрической. Уникальность кристаллизации художественного образа данного творения скульптуры. Знаковые метаморфозы пластических элементов статуи. Эгоцентрическая форма религии. Представление Микеланджело Буонарроти как некоего богоподобного центра, который в эпоху Ренессанса способен был создать целый ряд великолепных образцов изобразительного искусства. Яркость представления его персональной исключительности. Оригинальность отождествление библейского героя с гениальным скульптором. Проявление индивидуальных особенностей Микеланджело как человека и художника в облике статуарного персонажа. Утверждение наследственности античной традиции. Неконструктивность подпоры. Особенности отождествления сухой подпоры и полной жизни правой ноги Давида. Уникальность творчества мастера как творца способного оживлять мрамор. Сохранились свидетельства, что до Микеланджело мраморную глыбу, из которой он за неимоверно короткое время высек колоссальную фигуру библейского Давида высотой около 5,5 м, много лет безрезультатно «мучили» такие прославленные мастера Кватроченто, как Агостино ди Дуччо и Антонио Росселлино. Символ великой искусности Микеланджело.

Оригинальность представления социоцентрической формы религии. Соответствие с текстом Священного Писания, раскрывающим мужественную борьбу Израильского народа со своими многочисленными врагами, олицетворенную битвой избранника израильтян Давида с филистимлянином исполином Голиафом. «Давид» в качестве репрезентанта богоизбранного и Лекция 81. Архитектура, скульптура, живопись

богоподобного Израиля. Своеобразие представления в качестве социоцентрически религиозного богоизбранника флорентийской республики рубежа XV-XVI вв. Геркулес как символ Флоренции. Отождествление античных мифологических персонажей с персонажами библейскими и евангельскими. Наличие у скульптурного Давида знаковых связей с Геркулесом. Соотношение сухого дерева и живой плоти как знак кончины старой истории об избранничестве Израильского народа и жизненной силы новой истории об избранничестве Флоренции и флорентийского народа.

Многозначность шедевра изобразительного искусства. Уникальность воплощения космоцентрической формы религии. Реорганизация прежних знаков и значений скульптурного образа. Преображение библейского Давида в Иисуса Христа. Трансформация значения сухого дерева в качестве символа Ветхого Завета как учения, которое увяло оттого, что перестало эффективно выполнять функцию связующего звена между людьми и Богом. Специфика представления новой ветви древнего дерева - особенности представления Нового Завета. Статуя «Давид» как визуализация абсолютоцентрической религии посредством двух композиционных формул - «ось» и «алтарь».

Современное состояние шедевра. Подлинник скульптуры, который с 1504 по 1873 гг. постоянно находился на этом городском месте, ныне, для предохранения его от негативных действий окружающей среды, установлен в специальном зале Галереи флорентийской Академии.

3. Живопись эпохи «высокого» Возрождения (1498-1520). Творчество Леонардо да Винчи. Анализ фрески «Тайная вечеря» (1494-1498). Анализ произведения «Джоконда» (1503-1505)

Общая характеристика живописи эпохи «высокого» Возрождения (1498-1520). Композиционные формулы художественного образа произведения «Тайная вечеря», раскрывающие тайну невербального общения Спасителя со своими учениками - «волна диктата», «волна энтузиазма». Своеобразие композиционной формулы «цепь» - знак религиозной связи апостолов с Богом, символ прочности христианского вероучения. Получение и освоение учениками Христа заповеди таинства причастия. Композиционная формула «концентрические окружности». Моделирование процедуры религиозной связи человека и Бога через представление евангельского сюжета евхаристического взаимодействия Иисуса Христа со своими учениками.

Анализ произведения «Джоконда» (1503-1505). Картина «Джоконда», созданная Леонардо да Винчи в 1503-1506 гг., - это еще один бесспорный шедевр живописи эпохи «высокого» Возрождения в Италии.

Художественные свойства шедевра изобразительного искусства: «плоскостно-глубинность», «линейно-живописность», «замкнуто- открытость», «ясно-смутность», «множественность-единство».

Структурированность художественного пространства как ряда параллельных пластов в форме горизонтальных линий. Правила линейной Лекция 81. Архитектура, скульптура, живопись

перспективы: «задняя» зона (растворенный в дымке Горний мир), «средняя» зона (проявивший себя Горний мир в виде горных цепей и долин, пробитых дорогой, а также в виде реки с переброшенным через нее мостом) и «передняя» зона (Дольний мир человеческого жилья, обозначенный горизонталью балюстрады, вертикалью балюстр и женской фигурой в кресле). Воздушная перспектива, прием наглядного объединения расположенных рядом разнородных элементов «передней» и «задней» или «передней» и «средней» зон. Например, сопоставимость линии женских глаз и линии горизонта; светлый лоб дамы и светлая даль; фигура Джоконды как своеобразная ось пронизывающая все умозрительные зоны. Сила флорентийского контура и поверхностей. Уникальность «сфуматто» - заставляет границы практически всех изображенных предметов «таять».

Своеобразие тяготения художественного образа и к тектонике, геометричности, симметрии, и к атектоничности, асимметрии, неустойчивости. Особенности самоутверждения и соучастия элементов произведения.

4. Творчество Рафаэля Санти. Анализ произведения «Сикстинская Мадонна» (1513-1515)

Характеристика творчества художника: этапы творчества, уникальность живописного языка. Анализ произведения «Сикстинская Мадонна» (1513-1515). Живописный шедевр «Сикстинская Мадонна» написан был Рафаэлем Санти в качестве алтарного произведения для монастырской церкви Святого Сикста в Пьяченце. Картина «Сикстинская Мадонна» выполнена на вытянутом в высоту холсте размером 265x196 см. Нарушение бытовавшей традиции. Пространство художественного образа картины «Сикстинская Мадонна» являет Богородицу с младенцем Христом на руках в окружении избранных Святых и ангелов. Четкий силуэт Мадонны вырисовывается на светлом фоне еле заметных ангельских ликов; ступни ног Марии слегка касаются клубящихся облаков. Пластическая весомость плоти Богоматери мастерски приглушена, что рождает ощущение некоего парения главной героини изображения. Мадонна движется навстречу людям и вместе с тем неподвижна. Она остается в своем возвышенно-идеальном Горнем мире и идет в мир Дольний, возносится в небеса и одновременно делает усилие спуститься на землю. Дева Мария изображена в покрывале из гладкой ткани и плаще. Ее ноги босы, волосы гладко причесаны, взор устремлен на зрителя, в облике - спокойствие и достоинство. Богоматерь крепко прижимает к себе грузное не по летам тельце младенца Христа, волосы которого спутаны, а взгляд наполнен недетской тревогой, твердостью и суровостью.

Слева от центральной группы изображен преклонивший колени папа Сикст. Его старческая фигура облачена в золототканную мантию. Подняв голову, Святой Сикст в знак почитания и поклонения прикладывает левую руку к сердцу, а правой указывает Богоматери и Христу на людей, Лекция 81. Архитектура, скульптура, живопись

взаимодействующих с данным произведением-вещью, тем самым как бы прорывая художественное пространство картины.

Справа от Мадонны представлена Святая Варвара, защитница людей от внезапной смерти и внешних случайностей. Католическая церковь канонизировала Варвару, ибо она в трудных обстоятельствах под угрозой собственной гибели спасла христианина от опасности умереть без причащения. Погрузившись в облака, изображенная Святая Варвара прижимает руку к груди и клонит голову долу.

В нижней части художественного пространства произведения явлена тонкая полоска балюстрады. О ее каменную поверхность облокотились и закатили глаза, задумавшись, два ангела с короткими треугольной формы крыльями.

В левом нижнем углу картины изображена тиара - головной убор римских пап - епископская митра, на которую надеты три короны, символизирующие тройственность прав папы как судьи, законодателя и священнослужителя.

В верхней части художественного пространства произведения изображен металлический карниз с кольцами, на которых закреплен свисающий тяжелыми складками занавес, прикрывающий левый и правый углы картины. Неустойчивость положения крыльев занавеса.

Сложность структуры художественного образа: композиционная формула «эксцентрические окружности» - двунаправленность движения. Композиционная формула как наглядное оплотнение идеи платоников. Философия Пико делла Мирандола, Марсилио Фичино.

5. Творчество Тициано Вечеллио. Анализ произведения «Любовь земная и небесная» (1515-1516)

Характеристика творчества Тициано Вечеллио. Картина «Любовь земная и небесная» (1515-1516). Аллегоричность и символичность произведения. Религиозность светского сюжета. Художественное пространство картины представляет двух прекрасных дам, сидящих ярким летним днем по краям каменного колодца. Левая дева воплощает собой земную любовь, правая - олицетворяет любовь небесную. Обнажение как сущностный признак невинности. Чаша-светильник, аллегорически проявляет себя в качестве дара. Представленный картиной природный ландшафт конкретизирует особенности земной и небесной любви, раскрывает тонкости человеческой жажды преимущественно жить либо плотской, либо душевной жизнью.

Существенным дополнением к визуализации специфики земной и небесной любви выступают рельефные изображения на передней стенке источника-алтаря в центральной части картины.

Диаметрально противоположные изобразительные и аллегорические значения разных персонажей данной картины. Своеобразие представления композиционной формулы «алтарь» в виде модели Вселенной.

______________________ Лекция 81. Архитектура, скульптура, живопись________________________

Композиционная формула «алтарь», диалектически отрицая обособленность существования либо земной, либо небесной любви, утверждает для каждого человека необходимость объединения в единое целое плотской жизни с жизнью души, стремящейся к религиозной встрече со Всеобщим Духом. Диалектическое отрицание обособленности существования либо земной, либо небесной любви.

Архитектура

Мастера и произведения

Донато Браманте (1444-1514). Избранные произведения: Темпьетто Сан Пьетро ин Монторио в Риме (1502).

Антонио да Сангалло Старший (1455-1534). Избранные произведения: церковь Мадонна ди Сан Бьяджо в Монтепульчано (1518-1545).

Бальдассаре Перуцци (1481-1536). Избранные произведения: вилла Фарнезина (строительство с 1508).

Рафаэль Санти (1483-1520). Избранные произведения: вилла Мадама (строительство с 1518).

Микеланджело Буонарроти (1475-1564). Избранные произведения: Капелла Медичи или Новая Сакристия во Флоренции (1519-1534), площадь Капитолия (1538), Порта Пиа в Риме (строительство с 1562), собор Св. Петра в Риме (по проекту мастера строительство храма велось между 1546 и 1590).

Палладио (Андреа делла Гондола; 1508-1580). Избранные произведения: вилла Ротонда в Виченце (ок. 1566-1570), церковь Сан Джорджо Маджоре в Венеции (1565-1610), церковь Иль Реденторе в Венеции (1576).

Джакомо делла Порта (1533-1602). Избранные произведения: церковь Иисуса (Иль Джезу) в Риме (строительство с 1571).

Скульптура

Мастера и произведения

Микеланджело Буонарроти (1475-1564). Избранные произведения: «Пьета» (1497-1499), «Давид» (1501-1504), «Моисей» (1513-1516), «Пьета Ронданини» (1552/53-1564).

Баччо Бандинелли (1493-1560). Избранные произведения: «Геркулес и Какус» (1525-1534).

Бенвенуто Челлини (1500-1571). Избранные произведения: «Персей с головой Медузы» (1545-1554), «Солонка» (1540-1543).

Бартоломео Амманати (1511-1592). Избранные произведения: фонтан Нептуна на площади Синьории во Флоренции (1560-1575).

Джамболонья (Жан де Булонь; 1529-1608). Избранные произведения: «Меркурий» (1564-1580), «Похищение сабинянок» (1581-1583).

Живопись

Мастера и произведения

______________________ Лекция 81. Архитектура, скульптура, живопись________________________

Леонардо да Винчи (1452-1519). Избранные произведения: «Тайная вечеря» (1494-1498), «Джоконда» (1503-1505).

Рафаэль Санти (1483-1520). Избранные произведения: «Обручение Марии» (1504), «Афинская школа» (1510-1511), «Пожар в Борго» (1514), «Сикстинская Мадонна» (1515-1519).

Микеланджело Буонарроти (1475-1564). Избранные произведения: Плафон Сикстинской капеллы (1508-1512), «Страшный суд» (1536-1541).

Джорджоне (Джорджо Барбарелли; (1477/78-1510). Избранные произведения: «Гроза» (ок. 1506), «Концерт» (1508), «Спящая Венера» (1510).

Тициан (Тициано Вечелио; 1477-1576). Избранные произведения: «Любовь земная и любовь небесная» (1515-1516), «Венера Урбинская» (1536), «Коронование терновым венцом» (1570).

Андреа дель Сарто (1486-1531). Избранные произведения: «Оплакивание Христа» (1524), «Алтарь Гамбасси» (1526-1527).

Корреджо (Антонио Аллегри; 1489-1534). Избранные произведения: «Вознесение Христа» (1520-1524), «Мадонна со Святым Себастьяном» (1520- е), «Похищение Ганимеда» (1531).

Понтормо (Якопо Карруччи; 1494-1557). Избранные произведения: «Снятие с креста» (1523-1525).

Россо Фьорентино (1494-1540). Избранные произведения: «Снятие с креста» (1521).

Аньоло Бронзино (1503-1572). Избранные произведения: «Венера, Амур, Время и Безумие» (1540-1545).

Джулио Романо (Джулио Пиппи; ок. 1499-1546). Избранные произведения: роспись плафона и стен в зале Гигантов мантуанского Палаццо дель Те (1526-1534).

Пармиджанино (Франческо Маццола; 1503-1540). Избранные произведения: «Мадонна с длинной шеей» (1534).

Тинторетто (Якопо Робусти; 1518-1594). Избранные произведения: «Святой Марк освобождает раба» (1548), «Тайная вечеря» (1592-1594).

Эль Греко (Доменикос Теотокопулос; 1541-1614). Избранные произведения: «Аллегория Святой Лиги» (1579), «Крещение Христа» (1608­1614), «Вознесение Марии» (1612-1613), «Поклонение пастухов» (1612­1614).

Джузеппе Арчимбольдо (1527-1593). Избранные произведения: серия «Четыре элемента» (1566-1573), серия «Времена года» (1573).

Веронезе (Паоло Кальари; 1528-1588). Избранные произведения: «Брак в Кане» (1563), «Пьета» (1580-е).


ТЕМА 23. ИСКУССТВО «МАНЬЕРИЗМА» ЧИНКВЕЧЕНТО В ИТАЛИИ