Два мироотношения человека - два стиля в искусстве

Вторая половина XVI в. всколыхнула в Европе мистицизм и различные религиозные учения.

В огромном разнообразии течений начала Нового времени можно выделить два различных представления о месте человека в этом бесконечном мире, одно из них лежит в основе классицизма, другое - в основе барокко XVII в.

Первое представление акцентирует тот факт, что человек силой мысли смог познать замысел Божий. Стремительно развивающаяся наука Нового времени постоянно подкрепляла убежденность человечества в своем могуществе. Галилей утверждал что в математике человек достигает вершины всякого знания, ничуть не уступающего тому знанию, которое является уделом божественного разума. Те немногие истины, которые доступны человеческому разуму, известны человеку с той же полнотой, как и Богу.

____________________ Лекция 85. Стили «барокко» и «классицизм» в XVII в.______________________

Методология познания была разработана Декартом, сенсуалист Пьер Гассенди обосновал возможность чувств видеть простые вещи истинно и точно.

Картина мира классицизма опирается на представление о том, что мир бесконечен, но человек силой своего разума может его познать. Для того чтобы познать истину, человек должен страсти заменить рассуждением разума. Человеческое умо-зрение способно увидеть сущность любого сколь угодно сложного предмета, для этого необходимо расчленить его на простые составляющие. В основе познания лежит анализ и выделение конечного числа образцов (тех простых и ясных предметов, значение которых ясно).

Произведения классицизма аналитичны, легко расчленимы на части. В основе лежит небольшое число образов (канонических жестов, сюжетов, ордеров...). Художник-классицист стремится идею выразить предельно ясно, чтобы ее можно было увидеть умо-зрением. Зритель (реципиент) произведения классицизма должен умо-зрением постигать картину или памятник акрхитектуры, для этого произведение инициирует необходимую позицию зрителя определенными средствами искуса.

Второе представление о мире отказывает человеку в способности познать мир. «В человеке нет ни одного начала, влекущего к несомненной истине, и много начал, ведущих к заблуждению... Наделенный разумом и страстями, человек непрерывно воюет с собой, ибо может жить в мире с разумом, только воюя со страстями и наоборот. Поэтому он всегда терзается, он всегда во власти противоречий» (Б.Паскаль).

Как должно быть и действовать человеку, если он понимает, что познание и достижение Бога невозможно. Паскаль на это отвечает: «должно искать Бога». Основа барокко - не точка истины, а путь к ней. Истина в открывании себя миру.

Произведение барокко выстроено так, чтобы обеспечить чувственное напряженное прохождение человека по пути поиска Бога. Искус барочного произведения сначала интригует зрителя (реципиента), инициирует его на первое пробное действие, позволяет что-то увидеть в возникающем иллюзорном мире, опознать в этом знакомое - и обманывает, вовлекает в дальнейшее стремительное движение, так и не позволяя окончательно остановиться в какой-либо точке.

Для того чтобы выполнить эту задачу, произведения классицизма целостны, живописны, границы между отдельными частями сложны и напряжены.

Генрих Вельфлин, теоретик искусства, для различения двух стилей «классицизм» и «барокко» ввел парные понятия, первое из которых соответствует произведению классицизма, второе - барокко:

- линейность - живописность,

- плоскостность - глубинность,

- ясность - неясность,

- замкнутость - открытость,

- множественность - единство.

____________________ Лекция 85. Стили «барокко» и «классицизм» в XVII в.______________________

Барокко XVII в. сформировалось в Италии, Фландрии, Испании. Классицизм XVII в. в «чистом виде» сформировался во Франции, в архитектуре Англии и Голландии. Однако классицизм XVII в. сильно сопряжен с барокко, искусство данной эпохи породило не так много стилевых образцов классицизма (в отличие от барокко). Творчество многих авторов соединяет в себе черты различных стилей.

Логика курса вытроена согласно принципу «от стилевых образцов к менее стилистически-определенному искусству». Сначала на материале творчества Италии будут рассмотрено формирование художественного языка барокко в архитектуре, скульптуре, живописи, затем на материале искусства Франции - стилевые образцы классицизма. После этого изучается искусство Нидерландов, Испании и Англии.


ТЕМА 27. ИСКУССТВО ИТАЛИИ XVII В.: АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ