Историко-культурная ситуация Италии конца XVI - XVII вв.

С экономической и политической точки зрения «золотой век Италии» сменился периодом упадка и раскола. Сама страна была раздроблена на многие маленькие государства. Частью территорий владели испанские короли, частью - Франция. Многие малые области находились под влиянием Испании.

Главная политическая сила Италии, которая преодолевала такую раздробленность и экономический упадок - католическая церковь. Тем самым политическая ситуация определялась тем, что происходило с католической церковью.

Сила Реформации в самой Италии была незначительна, однако могущество главной политической силы - католической церкви - упало в связи с потерей влияния на многие европейские государства: в течение второй половины XVII в. из-под влияния Римского Папы вышли многие владетельные дома и малые государства Германии, Швейцария, Англия, северная часть Нидерландов. Франция оставалась католической страной, однако ее экономическая и политическая сила и самостоятельность усложняли возможности влияния на нее Римской католической церкви.

Ответом на потерю могущества католической церкви стала Контрреформация, главные принципы которой были определены на Тридентском соборе в 1563 г.:

________________________________________ Лекция 86________________________________________

- обозначен полный свод догматов и кодификация новейшего католицизма, формулировки носили ясный, короткий характер;

- введена строжайшая дисциплина, которой должны были подчиняться все верующие, особенно - клир;

- восстановлена инквизиция, задача которой - обеспечивать эту дисциплину;

- перед католической церковью была поставлена задача вернуть верующих в лоно католической церкви, вернуть в храм «живую веру».

Главным средством решения этой задачи было искусство, прежде всего - архитектура. Именно к периоду XVII в. относится создание многих монументальных строений католицизма - перестройка собора Святого Петра, создание ансамбля площади Святого Петра, перепланировка Рима и т.д.

Таким образом, основную задачу для архитектуры Италии рассматриваемого периода можно определить следующим образом:

- вернуть в храм «живую веру», создать такие храмы, которые сначала выбивали бы человека из профанности его повседневного бытия, затем возбуждали, приводили в особое состояние открытости чуду, ожидания и готовности, затем осуществляли встречу человека и Бога;

- в противовес Реформации встреча человека и Бога может быть осуществлена только через посредничество католической церкви, поэтому необходимо было выделить храмы из пространства города, превратить их в особые, чудесные пространства.

Одним из основных исполнителей задачи восстановления могущества католической церкви был орден иезуитов, который отличался полным повиновением Папе, строгой воинской дисциплиной, особым отношением к воспитанию юношества. Члены ордена исполняли поставленную перед ними задачу любым способом, цель оправдывала средства. Орден иезуитов создал по всей Европе множество учебных заведений для молодежи, где давалось образование высочайшего уровня в силу новых методик преподавания. Члены этого ордена были высоко образованы, знали множество языков, владели научными дисциплинами, умели анализировать, исследовать, доказывать.

Наука в Италии переживала расцвет, ученые исследовали устройство вселенной, свет, воздушное пространство, активно использовали изобретенный телескоп и микроскоп. Однако инквизиция сдерживала развитие науки, и многие ученые в результате оказались в свободолюбивой Голландии.