Лекция 87 План лекции

1. Историко-культурная ситуация Франции конца XVI - XVII вв.

2. Художественный язык классицизма: общие характеристики.

3. Архитектура Франции XVII в.

3.1. Общий обзор памятников архитектуры, тенденций, направлений развития.

3.2. Анализ шедевра французской архитектуры XVII в. Садово- паркового ансамбля Версаля.

4. Живопись Франции XVII в.

4.1. Язык классицизма Никола Пуссена.

4.2. Обзор творчества мастеров французской школы живописи. 1. Историко-культурная ситуация Франции конца XVI - XVII вв.

Франция - сильнейшее государство Европы XVII в., она имеет самое большое население, самую крупную столицу (в Париже того времени проживало 300 тысяч человек). Это эпоха становления нации, оформления национального языка и культуры.

Именно в XVII в. Франция сформировалась как единое мощное государство:

- Во второй половине XVI в. страна была охвачена гражданскими войнами между Севером и Югом, центром и провинцией, гугенотами (протестантами) и католиками. Кульминацией явилась Варфоломеевская ночь (1572 г.), когда были зверски убиты тысячи гугенотов.

- Король Генрих IV объединил Францию как католическую страну, сменив для этого вероисповедание (как говорили, ему «Париж стоил мессы»). Был заключен мир с гугенотами, Нантский эдикт объявил свободу вероисповедания.

По окончании внутренних войн страна расцветает, строятся мануфактуры, новые дома, мосты и каналы. Возникают новые населенные места уже без оборонительных укреплений. В страну приглашаются иностранные мастера. Нантский эдикт привлек в страну множество мастеров- гугенотов, которых среди архитекторов, скульпторов и строительных рабочих было большинство.

Генрих IV был убит в 1610 г.

- Окончательное объединение Франции было осуществлено во время правления Людовика XIII кардиналом Ришелье в 1610 - 1642 гг. Он объявил, Лекция 87

что его первая задача - величие государя, вторая - величие Франции, и решать эти задачи он намерен любыми средствами. Он ликвидировал самостоятельность муниципалитетов и ввел интендатуру, укрепив тем самым подчиненность провинций - центру.

Ришелье подчинил католическую церковь государю, отделившись тем самым от Рима. Франция XVII в. - светская страна, это определяет основные типы архитектурных сооружений. Ришелье учреждает академии наук и художеств, привлекая тем самым науку и искусство на службу государству.

В тридцатилетней войне 1618 - 1648 гг. Франция принимала участие на стороне Голландии, Англии, Северной Германии - то есть на стороне отделившихся от Рима протестантских государств. При этом сама Франция оставалась католической страной (католичество больше соответствует решению задачи объединения и подчинения единому центру).

Франция обязана Ришелье экономической мощью и выстроенной системой жесткого подчинения всех провинций - единой власти.

- Начало 40-х гг, когда почти одновременно умирают король Людовик XIII и кардинал Ришелье, а преемник еще малолетний. Этот период отмечен смутой (Фрондой народной и дворянской).

- Вторая половина XVII в. связана с правлением Людовика XIV, Короля-солнца. Он правил 72 года - с 1642 по 1715 и установил абсолютную монархию.

В 1685 г. был отменен Нантский эдикт, дарующий свободу вероисповедания, и тысячи гугенотов, в частности, хороших мастеров - каменщиков, инженеров, архитекторов хлынули в протестантские страны Европы, распространяя архитектурный опыт Франции.

Например, некоторые свободы, дарованные буржуазии, позволили избежать буржуазной революции и обратить нарастающую мощь нового экономического развития на благо усиления государства.

Блистательный абсолютизм второй половины века имел и оборотную сторону медали: расходы на строительство и содержание королевского двора были чрезмерно велики, в нескольких войнах Франция потеряла часть территорий. Государственный долг Франции в десятки раз превышал бюджет страны.

2. Художественный язык классицизма: общие характеристики

Становление нации востребует в культуре такой стиль, как «классицизм». В данном разделе будут даны краткие характеристики картины мира классицизма, его методологии и художественного языка, а далее на материале различных видов искусства и разнообразных памятников искусства XVII в. конкретизированы приемы, выразительные средства.

В основе методологии мышления классицизма лежит рационалистический метод познания Декарта и сенсуализм Пьера Гассенди.

Согласно «Правилам для руководства ума» Декарта весь бесконечный мир может быть сведен к небольшому числу образцов. В мире есть нечто Лекция 87

простое, ясное и отчетливое - в истине чего можно быть убежденным твердо. Сложный же предмет необходимо расчленить (произвести анализ) на простые, которые затем попытаться, «исходя из усмотрения самых простых», подняться к усмотрению всех более сложных. Действуя таким образом, человек может выносить «твердые и истинные суждения о тех вещах, которые ему встречаются».

Таким образом, основной метод познания классицизма - это анализ и последующий синтез. Произведение искусства, выполненное в стиле «классицизм», аналитично - оно легко разлагается на элементы, каждый из которых прост и ясен, имеет определенное значение. В качестве образцов выделяются «вечные идеалы красоты» - античные образцы. Само слово «классицизм» означает «образцовый», ориентированный на образцы. Однако суффикс «изм» подчеркивает, что это не есть «классика», а рефлексия над классикой.

Человек, желающий познать предмет мира, понимается философами Нового времени как субъект, он пред-ставляет перед собой предмет так, как ему будет удобно для рассмотрения. Рассмотрение есть в первую очередь работа ума - умо-зрение. Поэтому произведение искусства пред-ставляет зрителю нечто так, чтобы ему было удобно рассматривать - спокойно, хладнокровно, разумом, а не сердцем. Отсюда появляется такое свойство произведений классицизма, как «театральность» - представленность как на сцене, для разглядывания как бы «из зрительного зала».

Произведения барокко также театральны, однако их задача - вовлечь зрителя в действие так, чтобы возникающее иллюзорное пространство захватило зрителя, включило его в действие в качестве участника, чтобы стало не различимо, где сцена, а где зрительный зал. Зритель классицизма должен помнить, что он умозрением постигает сущность пред-ставленного ему на сцене. Возбуждение и излишняя эмоциональная включенность вредна - это «болезнь духа» (по Пьеру Гассенди).

В терминологии Генриха Вельфлина произведение классицизма обладает такими свойствами, как плоскостность, линейность, ясность, множественность, замкнутость. Эти свойства вытекают из описанных выше оснований.

С точки зрения культуры классицизма мир бесконечен, но он создан Богом по ясным, совершенным математическим законам. Человек ничтожен по сравнению с бесконечностью вселенной, но силой разума он может познать законы, по которым Бог создал мир.