Особенности мироотношения культуры XVIII столетия

1) Художественная культура XVIII в. представляет собой продолжение традиций XVII столетия. В искусстве продолжают развиваться две противоположные тенденции: барочная и классицистическая.

Барочная тенденция в искусстве акцентирует внимание на уникальности отдельной личности и ее самоценности, на индивидуалистическом принципе устройства мира.

Классицистическая тенденция сосредотачивается на образцовости и упорядоченности устройства мира, на принципе следования общепринятым эталонам.

2) Определяющим и специфическим явлением для культуры XVIII столетия является Просвещение - система философских и социально- политических взглядов, в основе которой лежат два принципа.

Первый принцип - человек рождается «чистым листом», а значит процессом формирования ценностей можно управлять.

Второй принцип - человеческий разум воспитывается через чувства, поэтому наиболее удобным для воспитания человека признается сфера искусства, воздействующая, прежде всего, на чувства, а через них - на разум зрителя.

3) В XVIII в. просветительство развивается по 3 основным направлениям.

Лекция 91. Западноевропейское искусство эпохи барокко и классицизма: специфика XVIII в.

Во Франции - теория социально-политического воспитания: в основу воспитательных эталонов положены общественные и политические идеалы, считающиеся общепринятыми.

В Англии - теория морального воспитания, нравственного воспитания, где приоритет отдается общепринятым нормам морали и личностным нравственным идеалам.

В Германии - теория эстетического воспитания, которая основывается на развитии чувствительности к любым проявлениям гармонии (прекрасного) в мире.

4) Основной особенностью культуры XVIII столетия является понимание искусства как средства воспитания человека. Все стили и направления этого периода, так или иначе, реализуют просвещенческую составляющую либо в русле классицистической тенденции, либо в русле барочной тенденции.