Лестница Испанской площади в качестве репрезентанта барочной архитектуры градостроительного значения

Венцом барочной скенографии в Риме стала лестница Испанской площади (1721-1726), построенная архитекторами Алессандро Спекки и Франческо де Санктисом.

_____________________ Лекция 94. Архитектурное барокко Италии XVIII в._______________________

Это блистательный образец архитектурного использования рельефа и сочетания в едином ансамбле целой группы градостроительных элементов. Испанская лестница гармонично интегрирует социоцентрический и космоцентрический аспекты стиля «барокко».

С одной стороны, в период многочисленных праздников жизни «вечного города» лестница Испанской площади уже множество лет с неизменным успехом играет роль своеобразного амфитеатра. В это время её ступени становятся местом встречи для зрителей торжественного действа на площади, объединяя в единое целое жителей Рима с людьми многих стран и народов, съезжающихся сюда.

С другой стороны, лестница Испанской площади, поднимаясь вверх по римскому холму к храму, предоставляет верующим возможность каждой своей ступенью и ритмичной пульсацией сходящихся и разбегающихся пролетов почувствовать, одновременно, сложность и необходимость не столько плотского, сколько душевного восхождения от светского к сакральному, от многого к Единому, от конечной человеческой души к бесконечному божественному Духу.

На это же направлен и стремительно взмывающий ввысь тонкий иглоподобный обелиск с венчающим его крестом, искусно возвышающийся посреди лестницы.

Пространство лестницы композиционно начинается с площади, центральной частью которой является фонтан в виде лодки. Лодка символизирует начало путешествия человеческой души по пространству лестницы, которое устроено как река, увлекающая человеческую душу своим потоком ввысь. Завершается пространство лестницы фасадом храма и стоящим перед ним обелиском, устремленным ввысь и увенчанным крестом.

Само движение по лестнице организовано в качестве двух расходящихся и сходящихся потоков. От фонтана-лодки лестничное пространство медленно поднимается вверх, затем разделяется на две части, словно огибая огромный валун, находящийся прямо по центру потока, после чего вновь сливается в единый поток, устремляющийся к обелиску и храму, а от них к небу.

В целом композиция сооружения, действительно, объединяет две стороны вечного города - социоцентричность и космоцентричность - площадь и храм, символически представляя собой соборное восхождение человеческих душ к божественному пространству.