Особенности развития барочной архитектуры Германии в XVIII в.

К началу XVIII в. Германия состояла из трехсот мелких государств, пятидесяти «вольных городов» и около тысячи «имперских» рыцарских поместий.

Результатом падения художественных центров, бывших ранее очагами национальной культуры, стало уничтожение самой национальной школы архитектуры Германии. Молодые немецкие зодчие оказались в это время под неизбежным воздействием искусства соседних стран. В зависимости от вероисповедания в той или иной части Германии иноземное архитектурное воздействие было различным: на протестантском Севере (Бранденбург, Нижняя Саксония) господствовало влияние голландского, фламандского и французского искусства; на католическом Юге Германии (Бавария, Франкония) преобладало влияние итальянского зодчества.

Разделение Германии по конфессиональному признаку на две части - протестантскую и католическую - прошло и по архитектурной типологии. В северной части страны барочная типология определилась преимущественно социоцентрическим дворцовым строительством. Французский Версаль как тип дворца и показатель величия служил образцом парадных представительных резиденций для протестантских немецких монархов. В южной части Германии строили больше космоцентрические церковные сооружения, монастырские комплексы и резиденции высшего духовенства. Архитектурные произведения здесь часто создавались зодчими-итальянцами (Карло Карлоне, Агостино Барелли, Энрико Цукалли), принесшими сюда приемы строительства и типы храмового римского барокко.