Светская барочная архитектура Германии

Зрелые образцы стиля немецкого социоцентрического барокко периода расцвета представляют возникшие в 20-е гг. XVIII в. три крупные резиденции: дворцы Вюрцбурга, Брухзаля и Мангейма.

Центральный корпус эталонного немецкого дворца, как правило, включал в себя обширный вестибюль, примыкавшую к нему парадную лестницу и большой торжественный зал в бельэтаже, обращенный в сторону парка. Исключительные по богатству и мастерству композиции лестничные залы составили одно из высших достижений национального барокко Германии.

Шедевром немецких социоцентрических сооружений барокко является дворец князя-епископа в Вюрцбурге (1722-1744) архитектора Бальтазара Неймана, представляющий собой огромный, развернутый в ширину симметричный П-образный блок (167x92 м) с большими внутренними дворами и парадным подъездным двором.

Эталоном парадного входа служит знаменитая лестница дворца Вюрцбурга, с двух сторон охватывающая вестибюль. Благодаря широкому верхнему обходу, огибающему лестницу, стены вестибюля не видны снизу,

____________________ Лекция 95. Барочная архитектура Германии XVIII в._______________________

отчего огромный свод лестничного зала (пролет 18 м), покрытый замечательными фресками Тьеполо, кажется свободно парящим.

Внутри дворец поражает грандиозностью пространства, размахом и великолепием отделки. Особенно знаменит его большой купольный «Кайзерзаль» с фресками великого Тьеполо. Этот зал - жемчужина декоративного искусства немецкого барокко. Сфера купола как бы разверзается на глазах у зрителей, раскрываясь в виде монументальной стуковой драпировки, и увлекает в иллюзорное пространство славящих государственное единство росписей.

Своеобразием отличается так называемое «саксонское барокко» - художественный стиль Верхней Саксонии, сложившийся в годы правления курфюрста Фридриха Августа II, прозванного Сильным. Формирование саксонского барокко Германии произошло, с одной стороны, под влиянием творчества итальянских архитекторов - носителей барочных традиций, с другой - «большого стиля» французского зодчества времен Людовика XIV, с третьей - складывающегося в начале XVIII в. во Франции стиля «рококо».

Саксония имела свои особенности в развитии дворцового типа здания. Здесь были наиболее распространены формы планировки хоромных сооружений, идущие от типологии ренессансного городского «палаццо» с внутренним двором.

Шедевр социоцентрического по своему характеру саксонского барокко Августа Сильного - комплекс дворцовых зданий Цвингер (1711-1728), созданный архитектором Матеусом Даниэлем Пёппельманном. Дрезденский Цвингер - это сооружение для триумфов и зрелищ, соединяющее под пышным барочным покровом четкие планировочные формы римско- классицистических площади-форума и стадиона-цирка. При этом комплекс зданий, расположенных на берегу Эльбы, имеет назначение оранжереи и, соответственно, носит рокайльный садово-парковый характер.

Архитектура Цвингера - это продукт синтеза многих (итальянских, французских, фламандских) стилевых образцов. Его зодчество сочетает несочетаемое — математическую жесткость структуры классицизма с патетикой и мощью готики, фантазии барокко с интимностью рококо.

Центральное, близкое к квадрату пространство Цвингера (106x107 м) симметрично развито за счет двух боковых, сегментообразно завершенных корпусов, образующих в плане как бы части единой вытянутой цирковой арены. Общий периметр этих пространств обрамлен застекленными одноэтажными арочными галереями с плоской крышей, являющимися помещениями оранжереи («Променад»), По верху галерей все павильоны Цвингера связаны между собой. Главными элементами комплекса выступают овальные павильоны с лестницами, игравшие роль трибун для королевской свиты, и павильон «Под короной», устроенный для ложи короля, - синтез надвратной башни и двухъярусной триумфальной арки. Боковые стороны центрального пространства Цвингера образованы четырьмя павильонами: «Французским», «Немецким», «Математическо-физическим» и «Фарфоровым».

____________________ Лекция 95. Барочная архитектура Германии XVIII в._______________________