Культовая барочная архитектура Германии

В развитии барочных церквей католического Юга Германии наблюдается тенденция отхода от базиликального разреза в сторону формирования зального внутреннего пространства. При этом храмовая зальность создается за счет включения в общее пространство церкви ее боковых балконов-галерей, образующих второй ярус культового помещения над капеллами по сторонам центрального нефа. Композиционные искания постепенно привели немецких зодчих к слиянию пространственных и пластических компонентов церковного интерьера в новое единство. При решении планов вместо жестких очертаний появились плавные эллипсовидные формы. Купол стал плоским, широким и низким. В создании архитектурных границ пространства церкви заметную роль играли теперь не столько стены, сколько внутреннее кольцо легких аркад на колоннах, которые формировали церковный интерьер как некую прозрачную среду, пронизанную воздухом и светом. Барочное космоцентрическое пространство немецких церквей призвано было породить у прихожан ощущение присутствия на радостном празднике встречи человека с Богом.

Образцами интерьеров немецких барочных церквей могут служить внутренние пространства таких храмов, как собор в Фульде архитектора Иоганна Динценхофера, церковь в Цвифальтене и церковь в Оттобойрене зодчего Иоганна Михаэля Фишера, церковь Виз мастера Доминикуса Циммермана и конечно же церковь в Фирценхайлигене архитектора Бальтазара Неймана.

Вообще церковь в Фирценхайлигене (1743-1771) отличается редким архитектурным изяществом. Волнистая линия ее фасада мягко изогнута, легко поднимая к небу две стройные башни. Подвижность форм усилена в интерьере церкви. Пространство центрального нефа образует в плане сложный рисунок из находящих друг на друга овалов, к нему примыкают круглые в плане боковые приделы. В интерьере это создает динамичный эффект, стены словно раздвигаются, залитое светом внутреннее пространство церкви кажется огромным. Ясная по пропорциям, построенная на безошибочном математическом расчете, церковь в Фирценхайлигене выглядит просветленно и жизнерадостно.

В протестантских церковных постройках Германии получила развитие центрическая схема здания как основа разработки зального пространства церкви-аудитории. Создание архитектором Георгом Бером громады Фрауэнкирхе (1726-1738) закрепило независимость протестантской общины Дрездена перед лицом католического двора.