Специфика немецкого архитектурного рококо

Рококо Германии, так же как и немецкое барокко, имеет свои особенности. В отличие от аристократической камерности «утонченного» рокайльного стиля парижских отелей в немецкой архитектуре 30-50-х гг.

____________________ Лекция 95. Барочная архитектура Германии XVIII в._______________________

XVIII в. формы «пышного» рококо Франции оказались близки традициям народного декоративного искусства.

Художественный стиль «рококо» получил в Германии широкое развитие и в храмовой космоцентрической архитектуре, и в архитектуре социоцентрической светско-хоромной. Например, в зодчестве немецких дворцов-казино складывается тенденция поиска интимности и уюта, достигаемая прежде всего удобством планировки здания, небольшими размерами и формой комнат, тесной связью интерьера сооружения с природным окружением.

Наибольший интерес представляет так называемое «фридерианское рококо» — художественный стиль, распространенный в первой половине XVIII в. в придворных кругах Пруссии при любителях всего французского королях Фридрихе I и Фридрихе II.

Шедевром фридерианского рококо является дворец Санс-Суси (1744­1747) в Потсдаме, построенный для Фридриха II архитектором Георгом Венцеслаусом Кнобельсдорфом.

Небольшой одноэтажный дворец состоит из перекрытого невысоким куполом овального зала и двух боковых крыльев. Парковый фасад сооружения с выступающей полуротондой в центре украшен фигурами кариатид и атлантов, поддерживающих карниз. Расположенные по всему фасаду попарно между высокими окнами, они придают зданию нарядный, живописный вид.

Дворец расположен над шестью террасами ступенчатого зеленого партера с виноградными теплицами. Он лишь тремя ступенями отделен от зеленой площадки, к которой интерьер дворца раскрыт сплошным фронтом остекленных дверей и окон. Со стороны парка средством выражения связи дворца с природой служит круглая декоративная скульптура фасада. Фигуры нимф и сатиров, словно вырастая из земли, подчеркивают свою одновременную принадлежность и зданию, и парку.

В общем, для стиля фридерианского «пышного» рококо характерен массивный и многочисленный декор, во многом тяготеющий к общеевропейскому барокко в его социоцентрическом хоромном аспекте. Не случайно архитектура Санс-Суси стала эталоном для многих загородных дворцов Европы и России.