Творчество Луиса Мелендеса

Несколько особняком среди своих современников стоит испанский художник Луис Эухенио Мелендес и его виртуозное по художественному качеству творчество. Он родился в итальянском Неаполе в испанской семье, учился в мадридской мастерской Мишеля ван Лоо искусству портрета, к которому имел призвание.

«Автопортрет» мастера, написанный Луисом Мелендесом в 1746 г., по праву относится к лучшим созданиям этого жанра в испанской живописи

_________________________ Лекция 107. Испанская живопись XVIII в.____________________________

первой половины XVIII века. Изображенный художник с гордостью демонстрирует рисунок обнаженного мужчины — знак полученного им академического образования. Произведение одновременно и глубоко национально по характеристике модели, и классицистично по своим скупым безупречно отобранным иллюзорно вещественным формам.

В начале 1780 г. Луис Мелендес, будучи уже популярным и весьма преуспевающим художником, обратился к жанру натюрморта, где проявилась новая грань творчества мастера. Произведения «Натюрморт с хлебом», «Натюрморт с куском рыбы», «Натюрморт с грушами и тыквой». К 1780 г. относятся многочисленные «бодегоны» Мелендеса, изображающие «дары испанской природы». Все они предназначены были для украшения королевских покоев во дворце Аранхуэса.

Замысел художника состоял в том, чтобы изобразить «по возможности все продукты питания, которые дает испанский климат». Используя опыт европейского (в основном голландского) натюрморта предшествующего столетия и опираясь на традиции испанских «бодегонов» Сурбарана, Котана и Веласкеса, Мелендес создал свой тип монументально классицистического натюрморта с крупными, выдвинутыми на передний план предельно объемными, простыми иллюзорными вещами, наделенными четкостью очертаний, контрастами темного фона и больших светлых плоскостей.

Важной особенностью натюрмортов Мелендеса является необычайно близкая представленность изображенных предметов зрителю и демонстрация явно естественного испанского характера: фрукты представлены не идеально ровными и чистыми, а с червоточинами, которые естественны для созревших и сочных плодов Испании; холст представлен так, чтобы было видно грубое качество самодельного плетения, характерного для Испании и т.д.

Мастерски построенные и уверенно написанные натюрморты Мелендеса не погружают в себя зрителя, а наоборот, как бы выступают своими иллюзорными вещами из художественной реальности вовне, демонстрируя процесс кристаллизации бесконечного в конкретные конечные формы.

Творчество Луиса Мелендеса внесло в живопись Испании активную классицистическую составляющую, обладающую национальными чертами и утверждающую связь с традициями испанской живописи предыдущих эпох.

В целом же испанская живопись второй половины XVIII в. не стремилась выйти за пределы местного художественного явления и довольно легко вписывалась в общий космополитический контекст эпохи. Она составляла в целом профессионально-добротный фон, на котором внезапно вспыхнуло искусство Гойи.