Портретное творчество Ф. Гойи

Работая над заказами Королевской мануфактуры, Гойя одновременно стал знаменитым портретистом, а в 1799 г. получил звание Первого живописца короля. В ранних произведениях портретного жанра художника заметно воздействие парадных барочных изображений, некоторая зависимость от композиционных приемов великого Веласкеса, а в женских портретах - отзвуки утонченного рококо.

При творческом отношении с портретируемой моделью Гойя всегда стремился постичь глубинное содержание изображаемого им человека, его сокровенную и неповторимую суть. В случае если эта суть оказывалась бледной и невыразительной, художник, безупречно владевший пластической формой, становился неожиданно беспомощным и допускал небрежности в рисунке и композиции, восполняя душевно личностные недостатки своей модели чисто живописной красотой портрета. В иных случаях интимно недоступная глубина человеческой сущности наглядно проявляется посредством буквально каждой краскоформы портретных изображений мастера. В истории искусства трудно найти художника, который мог бы сравниться с Гойей в освоении уникального содержания человека и его чувственного явления с помощью живописных приемов.

Среди превосходных портретных изображений, которые Гойя выполнил на рубеже XVIII-XIX вв., выделяются отмеченный мастерством рисунка и пластической формы посмертный портрет «Художник Франсиско Байеу», а также пропитанный национальным колоритом страстно обаятельный портрет испанки в черных кружевах «Исабель Кобос де Порсель».

В июне 1801 г. Гойя закончил один из самых своих знаменитых портретов «Королевская семья», парадно демонстрирующий четырнадцать персонажей в одном из дворцовых покоев Аранхуэса. При этом художник, создавая свое весьма оригинальное произведение, явно опирался на композиционное решение глубоко чтимой им картины «Менины» Веласкеса, которую он, как известно, неоднократно копировал. Как и на полотне Веласкеса, художник в глубине комнаты изобразил самого себя за мольбертом, а на переднем плане представил группу обращенных к зрителю стоящих фигур; сходен также мотив больших картин, украшающих стену зала. Портрет переливается волшебным сиянием цветов. Он, словно мозаика, кажется сложенным из драгоценных камней. Падающие на персонажей произведения слева сверху потоки божественно благого света озаряют роскошные расшитые золотом и серебром одежды членов королевской семьи, их цветные ленты, бесчисленные ордена и украшения, объединяя все изображение в призрачно мерцающее целое.

В мировой живописи картина Гойи «Королевская семья» не имеет аналогий, ибо она разрушает традицию парадных официальных изображений. Однако было бы крайним упрощением видеть в ней карикатуру на короля и его ближайших родственников. Напротив, здесь все

_________________________ Лекция 108. Творчество Франсиско Гойи___________________________

художественная правда, нацеленная на возможно полную визуализацию живописными средствами обобщенной человеческой сущности максимально обнажившейся под тяжким гнетом «медных труб» славы, гордыни самоутверждения и властного всемогущества.