Стилевая определенность архитектуры.

В развитии западноевропейской архитектуры XIX в. выделяются следующие направления: ретроспективизм; эклектика (соединение архитектурных элементов средневековья, возрождения барокко, классицизма); ампир-классицизм XIX в.; неоготика; рационализм; конструктивизм; стандартизация архитектурных форм.

Стилевая определенность архитектуры XIX в. может быть охарактеризована взаимовлиянием стилевых пространств «ареаклассицизм» и «ареаромантизм». Стилевому пространству «ареаклассицизм» принадлежат следующие направления: ампир; ретроспективизм (воспроизведение древнегреческой архитектуры); эклектика с преобладанием романского стиля, стиля архитектуры возрождения; рационализм, стандартизация. Стилевому пространству «ареаромантизм» принадлежат направления неоготика; ретроспективизм (воспроизведение готической архитектуры); эклектика с преобладанием барочных и готических элементов; конструктивизм. На протяжении стилевого развития архитектуры Западной Европы XIX в. можно выявить тенденцию последовательного перехода от

__________ Лекция 109. Общая характеристика архитектуры Западной Европы XIX В.______________

приоритета ареаклассицистичееких тенденций к доминанте ареаромантических, визуализирующих переориентацию религиозного сознания европейского человечества от диктатной к энтузиазной модели.

Стиль архитектуры в Западной Европе в XIX в. определяется как эклектика, или «архитектура выбора». Сам эклектизм - явление, характеризующее собой не только архитектуру XIX в. В отдельные моменты истории эклектические тенденции обнаруживаются в памятниках архитектуры. Эклектика собой обозначает время рефлексии, выбора, поиска дальнейшего пути эпохи, цивилизации, страны. Явление эклектики свидетельствует о ретроспективных тенденциях, в задачу которых входит вернуться и задержать зодчество определенного периода, в силу актуальности мировоззренческих позиций, заявленных в искусстве той эпохи, которая «цитируется».

Характеристика «архитектуры выбора»:

Утрата визуального единства; не используется единая ось композиции. Если в классицизме выдерживается прием подчинения второстепенных элементов главному, то в эклектике - равнозначность акцентов. Утеряна градация важности приемов и форм в пределах одного здания.

В эклектике частное преобладает над общим. Декоративными деталями покрывается равномерно поверхность фасадов. Размещение деталей на фасаде отличается нескоординированностью, бессистемностью, главное не акцентируется.

Дисгармония отношения не только системы «здание - внешняя среда», но и игнорирование целостности общегородского пространства.

Наличие двух линий: ретроспективизм и эклектика.

Ретроспективизм: в экстерьере и в интерьере воспроизведены композиционно-декоративные формы одного стиля. Распространено в строительстве уникальных зданий - дворцов, музеев, театров, церквей, банков и т.д. Распространен в 30-50-е гг. XIX в.

Эклектика: конгломерат стилей, употребление в декоративном убранстве одного здания различных стилей, иногда смешиваемых между собой. Например: фасады - в стиле итальянского барокко, внутренние помещения - «под» готику, Ренессанс и пр. Эклектизм господствует в постройках массового значения: доходные дома, больницы, школы, отчасти вокзалы, магазины. Более распространяется к концу XIX в.

Ретроспективизм и эклектизм, овладевшие западноевропейской архитектурой, начиная с 1830-х гг., сохранили свою определяющую роль на протяжении всего XIX в.