Характеристика тенденций развития архитектуры первой половины XIX в.

В годы, предшествующие революции, намечался процесс постепенного преображения архитектуры классицизма в искусство, проникнутое пафосом рационализма и лаконичности. Архитектура этого времени отличается

__________ Лекция 109. Общая характеристика архитектуры Западной Европы XIX В.______________

жесткой и четкой геометрической ясностью в планировке и геометризмом в трактовке пластических объемов здания.

В эпоху Консульства и Империи суровый аскетизм и отвлеченный символизм Леду оказались не актуальными. Возникает потребность в парадной архитектуре, апеллирующей к величию имперского Рима. В архитектуре создаются произведения с доминантой идеологической программы ампира (т.е. империи).

Наступает завершающий этап органического использования «стилевых» принципов в архитектуре. Следует признать, что, в отличие от предшествующих эпох «больших стилей», в ампире слишком заметен идеологический момент, чрезмерное следование «политической моде». Так, поход Наполеона в Египет не только породил моду на Египет в оформлении интерьеров и утвари, но сказался и на архитектуре в некоторой степени. Хотя и не определил парадно-торжественных архитектурных форм.

Для архитекторов ампира была характерна в основном ориентация на традиции архитектуры имперского Рима. Также была линия, связанная с подражанием внешним формам греческого периптера, однако приобретшего грандиозный, торжественно пышный характер.

Для архитектуры ампира типичен высокий удельный вес репрезентативно-пропагандистских, не связанных с непосредственной утилитарной функцией сооружений типа триумфальных арок и триумфальных колонн, призванных утверждать величие империи. Героическая мощь точно рассчитанных пропорций и масштабов имеет большее значение, чем пышная торжественность декора.

Победы Наполеона, в частности в битве под Аустерлицем в 1806 г., когда Наполеон находился на пике своей власти, вызвали к жизни строительство ряда Триумфальных арок.

В постнаполеоновское время было построено огромное количество общественных зданий во всех городах Франции: ратуши, больницы, суды, школы, казармы, тюрьмы, приюты в чистом классицистическом стиле, реализующем идею общественного порядка, содержащего в себе стержень высшего Порядка.

Падение Наполеона, возвращение Бурбонов, буржуазная революция 1830 г., дальнейшее торжество буржуазных отношений определили относительную краткость периода расцвета французского ампира. Наступили годы деградации ампирных форм зодчества, а затем настал общий глубокий кризис архитектуры во Франции XIX в.

Архитектура Франции 1815-1848 гг. в определенной мере продолжала следовать принципам ампира, сформировавшегося в годы наполеоновской империи. Многие значительные строительные предприятия этих лет завершали начатое при Наполеоне. Так, продолжалось сооружение арки на площади Звезды в Париже по проекту Шальгрена. Закончено было лишь в 1836 г. Еще дольше длилось завершение церкви Мадлен Виньона - до 1842 г. Оба эти памятника, расположенные в важнейших градостроительных

__________ Лекция 109. Общая характеристика архитектуры Западной Европы XIX В.______________

пунктах французской столицы, сыграли громадную роль в развитии ее пространственно-планировочной структуры.

Несмотря на то, что архитекторы этих сооружений скончались задолго до завершения строительства (Шальгрен - 1811, Виньон - 1828), язык классицизма в архитектуре оказался не исчерпанным и актуальным для первой половины XIX в.

Многие новые постройки, предпринятые в 1820-1830-е гг. как в столице, так и в провинции, решались в том же традиционном ампирном ключе. Но стиль утратил органичность. Портики украшали и церкви, и административные здания. Особенно Дворцы правосудия, которых было возведено большое количество в различных городах Франции в 1830-е гг. Сакрализующая функция социальной системы, административного аппарата.

Новые искания в архитектуре, связанные преимущественно со стилем «романтизм», оформляются к 1840-м гг. в несколько направлений.

Новое заключалось, с одной стороны, в привлечении опыта античной полихромии, популяризировавшейся в 1830-1840-е гг. архитектором Жак- Игнасом Итторфом (1792-1867). Итторф утверждал, что греческие храмы первоначально были покрашены в желтый цвет, имели орнаменты, скульптурные детали ярко-красного, синего, зеленого и золотого цветов. В современном строительстве Итторф сделал несколько попыток восстановления классической многоцветности: на Елисейских полях в яркие цвета раскрасил портики двух центрических зданий из железа и стекла.

Другое направление стояло на позициях рационализма и видело обновление архитектуры в согласовании формы и функции. Главный представитель таких взглядов - Анри Лабруст (1801-1875).

романтизм во французской архитектуре в 1820-1830-е гг. проявился в увлечении готикой. Это явление можно обозначить как неоготика. В данный период началось более серьезное изучение памятников средневековой архитектуры, их реставрация и консервация. Углубленный интерес к готике повлек за собой прямую ее имитацию в ряде построек середины XIX в. Неоготика - художественная традиция архитектуры конструктивизма второй половины XIX в.