Рационализм произведений К.-Н.Леду

Архитектура Франции конца XVIII - первых годов XIX вв. (1792-1804 гг.) во многом определялась атмосферой строительства демократической республики, нового государства, основанного на принципах мирового Порядка и торжества Разума. Архитектура отличалась жесткой и четкой геометрической ясностью в планировке и геометризмом в трактовке пластических объемов здания; пафосом рациональной гармонии чистых геометрических форм.

_________________ Лекция 110. Архитектура Франции первой половины XIX в.___________________

В архитектуре Франции актуализировались традиции римской архитектуры, традиции классицизма XVII в. Отдельные проекты и градостроительные начинания разрабатывались в идейном пространстве создания монументальной границы, предела зданию и городу как граду, где господствует порядок и истина торжествует. Проекты этого времени заложили основы планировочного рационализма, актуального для всего дальнейшего развития европейской архитектуры.

Клод-Никола Леду (1735 - 1806) - один из наиболее значительных архитекторов второй половины XVIII-начала XIX в. Хотя Леду и использовал элементы ордерной системы, для него характерно стремление выявить геометрические соотношения архитектурных объемов: пафос рациональной гармонии чистых геометрических форм.

Художественные традиции Леду: традиции римской архитектуры, традиции архитектуры эпохи Возрождения (Палладио) (принципы соотношения природы и архитектурного сооружения), традиции классицизма.

Театр в Безансоне (1778-1784) выполнен в традициях классицизма XVIII в., но также присутствуют традиции функциональных принципов римской архитектуры. Театральный зал имитирует полукружие римского театрона.

Занимался также строительством частных домов. Например: Замок Бенувиль для маркиза де Ливри в Нормандии (1768-1771). Использован большой (пронизывающий несколько этажей здания) ионический ордер.

Отель/Особняк де Телюссон (1777-1781). Создавая этот особняк, Леду впервые сделал подземный переход под улицей (урбанистическое предвосхищение).

«Заставы» - таможни (из 46 зданий сохранилось 4), заказ на строительство был получен в 1784 г., строительством занимался до 1789 г. Леду самовольно решительно меняет официальное назначение этих сооружений. Вместо обычных сторожевых домиков Леду создает своеобразные пропилеи Парижа, здания, исполненные аскетического монументализма. Использовалась мощная рустовка - подчеркивалась обороноспособность; характерными чертами являются блоковидность и массивность. Леду в зданиях застав использует ордерную систему. Застава де Монсо имеет облик дорического круглого храма. Застава Ла Виллетт состоит из кубического блока и цилиндрического барабана.

Застава Этуаль (1785-1789) - использован дорический ордер, но колонны представляют собой чередование круглых и квадратных блоков, поставленных друг на друга - образуется сложная структура, рельефная. Квадратный блок всякий раз выступает в качестве основания для круглого. Колонны окружают здание со всех четырех сторон, несут антаблемент, который переходит за тем во фронтоны с каждой стороны. Здание завершается круглым барабаном - цилиндрическое завершив. В портик с фасада ведут ступени. Структура заставы храмообразная.

_________________ Лекция 110. Архитектура Франции первой половины XIX в.___________________

Подобными зданиями застав Леду ставил монументальную границу Парижа, задавал предел городу как граду, где господствует порядок и истина торжествует.

В период подъема революции торжественный характер этих зданий не был понят; функционально понятые места таможенных сборов были в большом количестве снесены. Позже использовались как торжественные въезды в революционную столицу. И стены этих сооружений были украшены революционными надписями.

Леду - представитель аскетизма и рационализма в архитектуре эпохи Французской революции. Причем наиболее последовательно рационализм Леду проявился в создании не законченных зданий, а проектов.

Город солеварен Шо (для рабочих и служащих соляных копей в Шо) (проект 1773 г., 1775-1779). Проект отличается центрически ясной планировкой. Здания расположены полукругом, что напоминает о движении солнца: т.е. жизнь в городе организована в соответствии с порядком, равным упорядоченности «механизма» работы Вселенной. Тем самым и сама работа жителей приобретает подобие работе макрокосма. Включены несколько зданий, необычных по своему назначению, предвосхищающих морализирующую гражданскую символику Французской революции: «Дом добродетели», «Дом воспитания», «Дом братства». Таким образом были расставлены ценностные приоритеты в городе, живущем не только и не столько физической (город рабочих), сколько духовной жизнью, высокими моральными принципами.

2. Стиль «ампир» в произведениях французской архитектуры

В эпоху Консульства и Империи (1804-1814 гг.) возникло стилевое направление «ампир». Для архитекторов ампира была характерна в основном ориентация на традиции архитектуры имперского Рима и Древней Греции. Формы древнегреческой архитектуры (периптер) трансформировались в соответствии с задачами создания торжественного пространства прославления государственного имперского могущества. В ордерной системе зданий преимущественно использование коринфского ордера.

Например: церковь Сен Мадлен (1806-1828) П.Виньона (1762-1828), эффектно в планировочном отношении поставленная в конце широкой, но не длинной улицы. Эта церковь была задумана в качестве светского храма Славы. Эталоном для этой церкви является римский храм коринфского ордера. Внутренняя отделка спроектирована и выполнена Ж.-Ж. Гюве (1783­1852), ориентировавшегося на образцы римских терм.

Для западноевропейской архитектуры XIX в. типично, что культовое строительство по масштабам уступает постройкам, вызванными задачами государственного строительства. Эта тенденция станет определяющей для архитектурного развития XIX в. Архитектура моделирует новое социоцентрическое религиозное пространство. Сакрализуется государственная система, и архитектура создает идеалы божественного

_________________ Лекция 110. Архитектура Франции первой половины XIX в.___________________

покровительства строящейся и торжествующей империи Наполеона Бонапарта. Имперский пафос и политическая направленность составляют специфику классицистической программы ампира XIX в.

Для архитектуры французского ампира типично возведение таких типов сооружений, как триумфальные арки и триумфальные колонны, знаменующие торжество имперского государства, победы диктатного начала, которым божественная воля утвердила Францию в качестве избранной земли. Создавалась новая система городской организации, подчиненная господству таких визуальных понятий, как «пространственная ось», «соподчинение», «собирание под эгидой единого пути», «диктат правильного направления», «систематизация», «удержание энергией единого центра». В соответствии с этими законами были организованы грандиозные градостроительные проекты главных городов Европы. Наиболее последовательно эта концепция была реализована в Париже, связав ключевые постройки центра города воедино для оформления города как священного центра мира.

Триумфальная арка (1806-1808) на площади Каррузель (Арк дю Карусель), (с.251, ист.арх.) расположенной между Лувром и Тюильри. Задумана как ворота в снесенный сейчас дворец Тюильри - главную резиденцию Наполеона в Париже. Архитекторы - Персье и Фонтен [любимые архитекторы Наполеона]. В подражание древнеримской арке Константина. Также образцом выступила арка Септимия Севера в Риме.

Триумфальная арка (1806-1836) на площади Звезды. В противоположном конце оси относительно арки на площади Каррузель. Архитектор - Ж.-Ф.Шальгрен (1739-1811). Колоссальная однопролетная арка.

Движение от трехпролетной к однопролетной арке - собирание, концентрация вектора движения. Соединение Елисейскими полями, полями обитания душ в Элизиуме, соответственно есть идея входа в это священное пространство - врата рая, триумф врат города как врат рая.

В постнаполеоновское время было построено огромное количество общественных зданий во всех городах Франции: ратуши, больницы, суды, школы, казармы, тюрьмы, приюты в чистом классицистическом стиле, реализующем идею общественного порядка, содержащего в себе стержень высшего Порядка.

Наиболее системно ампир оформился в программе интерьеров зданий (дворцов), в которых единым стилем были связаны все детали оформления. Таково внутреннее убранство дворца Мальмезон (архитектор - Ш.Персье (1764-1838) и П.Фонтен (1762-1853)) - дворца жены Наполеона Жозефины. Помпезность внутреннего облика применялась при строгом классицистическом экстерьере. Стилевое несовпадение интерьера и экстерьера знаменовало продолжение традиций архитектуры рококо, что указывало на наличие противоречия в стиле: сокрытие величия как великолепия внутри зданий противоречит классицистическому посылу распространения устроительной энергии вовне. Этим внутренним рассогласованием и объясняется кратковременность существования ампира.

_________________ Лекция 110. Архитектура Франции первой половины XIX в.___________________

Строительная инерция и традиция воспроизводила приемы ампира, но целостность стиля исчезла.

Отсутствовало различие в принципах архитектурной организации культовых и общественных зданий: использовался один и тот же спектр художественных приемов. В этом проявила себя реализация сакрализующей функции социальной системы, административного аппарата.