Эклектика первой половины XIX в. в архитектуре Франции

В 1830-х гг. в архитектуре стран Западной Европы получает свое развитие «архитектура выбора», обозначающая время рефлексии, выбора, поиска дальнейшего пути эпохи, цивилизации, страны. Явление архитектуры выбора свидетельствует о ретроспективных тенденциях, в задачу которых входит вернуться и задержать зодчество определенного периода, в силу актуальности мировоззренческих позиций «цитируемой» эпохи. В актуализации концепции архитектуры выбора в зодчестве Западной Европы в XIX в. можно зафиксировать наличие двух линий: ретроспективизм и эклектика.

В первой половине XIX в. также стали возводить и памятники, созданные на основе стилевой эклектики. Эклектика предполагает наличие в здании конгломерата стилей, употребление в декоративном убранстве одного здания различных стилей, иногда смешиваемых между собой. В культовых постройках Франции актуализируются и сводятся вместе приемы таких художественных стилей прошлого, как античный классицизм, романский классицизм, готический романтизм, византийский классицизм, классицизм эпохи возрождения.

Марсельский собор (1845-1893). Архитектор - Леон Водуайе (1803­1872). Соединение элементов византийских (купола), флорентийских романских (геометрическое оформление экстерьера, полосы камня разного цвета), египетских архитектурных построек, восточно-французского романского стиля (романская полуциркульная арка как лейтмотив, башни западного фасада, вырастающие из основного объема здания). Сочетание средиземноморских и североевропейских деталей, выполненных из местных материалов, символизирует роль Марселя как портового города и связь с различными культурами.

В 1830-1850-е гг. особенно был распространен ретроспективизм. Ретроспективизм означает, что в экстерьере и в интерьере воспроизведены композиционно-декоративные формы одного стиля.

Ретроспективизм развивался в двух направлениях. Первое направление стало продолжением общей классицизирующей тенденции предшествующего архитектурного развития XIX в.: воссоздание памятников Древнего Рима и Древней Греции, с определенными изменениями возводимых во Франции.

_________________ Лекция 110. Архитектура Франции первой половины XIX в.___________________