Принципы градостроительной политики в Англии в XIX в.

После победы над Наполеоном мироотношение торжества самоутверждения имперского государства, победы диктатного начала, которым божественная сила утвердила Британию в качестве избранной земли стало доминирующим в Британской империи. Создавалась новая система городской организации, подчиненная господству таких визуальных понятий, как «пространственная ось», «соподчинение», «собирание под эгидой единого пути», «диктат правильного направления», «систематизация», «удержание энергией единого центра». В соответствии с этими законами были организованы грандиозные градостроительные проекты главного города Британской империи - Лондона в 1810-х гг. Ключевые постройки центра города были связаны воедино для оформления города как упорядоченного, разумно организованного центра мира.

_________________ Лекция 111. Архитектура Англии первой половины XIX В.____________________

В архитектуре Англии значительная градостроительная и планировочная деятельность связана с именем архитектора Джона Нэша.

В 1811 г. возникла инициатива по улучшению центра Лондона. В собственности короны оказался Мерилебонпарк. В 1812 г. началась застройка кварталов в лондонском Вест-Энде, аристократическом районе столицы. Нэш предложил проект строительства свободно стоящих вилл и рядовых домов в ландшафтном парке Мэрилебон и вокруг него. А также проект соединения этой территории с Вест-Эндом и дворцом принца-регента новой улицей Риджент-стрит. Реализация значительной части проекта была осуществлена за 10 лет после 1815 г. Застройка велась в городских парках - Сент-Джеймс-парк и Риджентс-парк по террасной системе (комплекс многоэтажных изолированных квартир, связанных единым протяженным фасадом). В своем ансамбле зодчий обращался к принципам классицизма, используя многоколонные галереи, портики и лоджии.

В парковой застройке Нэша доминирует принцип живописной планировки. Виллы, по замыслу архитектора, должны были располагаться по отношению друг к другу и по отношению к лесу так, чтобы не были видны друг для друга. Нэш работал вместе с архитектором-садовником Хэмфри Рэптоном (1752-1818). В строительстве вилл данные архитекторы придерживались принципа объединения природы и архитектуры в единое асимметричное свободное целое.

Например, Ласкомб-катл в Девоне, 1804-1805 гг. расположен в долине посреди пышных лесов и имеет простой крестовидный план. Характерна большая веранда, примыкающая к восьмиугольной гостиной, которая летом открыта, а зимой закрыта стеклянными дверями. Веранда тем самым стирает границу между внутренним и внешним пространством. Ласкомб как миниатюрный замок продолжает традицию асимметричных в форме крепости загородных домов XVIII в. - Строберри-хилл в Миддлсексе (архитектор - Г.Уолпол), Даун-таун Кастл в Херфордшире. Архитектура нерегулярной формы, которая сливается с нерегулярным же ландшафтом.

Застройка в квартале Парк-Кресент (1812) отличалась ясностью архитектурной логики. Застройки, выполненные в 1820-х гг. (Карлтон-хаус- террас, Камберленд-террас) свидетельствуют об утрате чистоты стиля.

2. Направление «ретроспективизм» стилевого пространства «ареаклассицизм» в Англии XIX в.

В 1830-1850-е гг. особенно был распространен ретроспективизм. Ретроспективизм означает, что в экстерьере и в интерьере воспроизведены композиционно-декоративные формы одного стиля.

Ретроспективизм развивался в двух направлениях. Первое направление - классицизирующая тенденция предшествующего архитектурного развития XIX в.: воссоздание памятников Древнего Рима и Древней Греции, с определенными изменениями возводимых в Англии.

_________________ Лекция 111. Архитектура Англии первой половины XIX В.____________________

Образец клаееицизирующего ретроепективизма - здание Британского музея (1823-1847). Проект Сиднея и Роберта Смерк. Находится в Лондоне. С южного фасада зданию придан облик греческого храма. Использован ионический ордер. Главный фасад связан единым мотивом колоннады с двумя выступающими ризалитами. Восьмиколонный портик завершен фронтоном, тимпан которого украшен скульптурной композицией в традициях горельефов Парфенона. Все помещения сгруппированы вокруг прямоугольного двора. Экспозиционные залы охватывают внутренний двор. Использован анфиладный прием. Отличие от традиций греческой архитектуры: сложность плана (с множеством новых помещений, пристроек и т.п.). Сложная плановая композиция современного здания. Для хранения произведений преимущественно греческого античного искусства, памятников, вывезенных из Афин и конкретно с Акрополя в результате завоевательных войн, проведенных в XIX в. Соответствие внешнего вида и экспонатов как содержательного наполнения. Модель консервирования. Стилевое пространство - «ареаклассицизм».

3. Направление «неоготика» стилевого пространства «ареаромантизм» в Англии XIX в.

Второе направление ретроепективизма свидетельствует о возрождении тенденции романтизма. В 1820-1830-е гг. во многих странах Европы возникло такое явление, как неоготика: за серьезным изучением памятников средневековой архитектуры, их реставрацией и консервацией последовали факты прямой имитации данного стиля в архитектуре XIX в.

Романтические идеи, присутствующие в готической традиции, также имеют тенденцию развиваться в Англии в русле традиций архитектуры Востока. Например, Брайтон-павильон (1815-1821). Это было классицистическое здание. Нэш превратил его в неовосточное сооружение, не имеющее равных в Европе. Купольная система данного сооружения воссоздает основную готическую идею горения плоти в порыве высвобождения духа, идею устремленности ввысь. Готическая концепция соединяется с восточной традицией в этом здании.

Особенно часто готические формы применялись при строительстве церквей. Также в традициях готики было построено крупнейшее общественное сооружение середины XIX в. - Парламент в Лондоне. Архитекторы: Чарлз Бэрри (1795-1860) и О.Пьюджин (1812-1852); закончено при участии Э.Бэрри (сын Ч.Бэрри) в 1868 г.

Заказ на здание Парламента Ч.Бэрри получил в 1836 г., выиграв конкурс. По условиям конкурса, здание требовалось построить в «готическом, или елизаветинском стиле». Соответственно, необходимо было подчеркнуть преемственность парламентской системы в Великобритании.

Фасад здания, обращенный к берегу реки, - симметричен. Его композиция отличается законченностью, завершенностью своей композиционной организации, уравновешенностью объемов здания. Фасад

_________________ Лекция 111. Архитектура Англии первой половины XIX В.____________________

обладает тенденцией плоскостности, поскольку выводит здание на поверхность - к воде Темзы. Упорядоченность ритма здания задается единообразием ряда пилястр-контрфорсов.

Готические детали в основном касаются деталей завершия стен, и они разработаны Огастусом Уэлби Нортмором Пьюджином (1812-1852), приверженцем готики. В своем трактате «Контрасты, или Противопоставление благородных зданий XIV и XV вв. сходным зданиям наших дней, доказывающее современный упадок вкуса», написанном в 1836 г. В этом трактате Пьюджин писал о готической форме и ее несомненном приоритете, а также о величии католической церкви, в которую Пьюджин перешел в 1834 г. Пьюджин утверждал, что готика - не «стиль, а принцип», что она является «истинной». Истинность готики обосновывалась использованием материалов, выявляющих структуру и демонстрирующих функцию. Приветствовалось обнажение тектоники конструкции.

Пьюджин построил много католических церквей, но в протестантской стране, где католики только в 1829 г. получили право на публичные богослужения, его деятельность неизбежно встречала сопротивления. Одним из немногих главных заказчиков был граф Шрусбери, который в частности финансировал постройку церкви Сент-Жиль в Чидле в Стаффордшире (1840­1846), здание в стиле XIV в., с многоцветным интерьером.

В начале XIX в. церковь в Англии пережила духовное обновление. Возврат к готике рассматривался как подтверждение чистоты христианского учения.

Эти тенденции предопределили и строительство в 1860-1870-х гг.

В русле принципов готики построен Мемориал Альберта (1863-1872). Архитектор - Джордж Гилберт Скотт (1811-1878). Это национальный памятник супругу королевы Виктории. Над сидящей фигурой короля поднимается высокий шатер (табернакль). Альберт предстает как своего рода светский святой. Изображение и расположение персонажа соответствует выбранной религиозной иконографии, истоки которой - в готических табернаклях Франции и Италии.

В готическом стиле строил и Уильям Баттерфилд (1814-1900). Например: церковь Всех Святых на Маргарет-стрит в Лондоне. Баттерфилд обращался к стилю многоцветной кирпичной готики. Например: церковь Сент-Олбан в Холборне, церковь Всех Святых в Бэббакомбе; капелла в Кебл- колледж, в Оксфорде (1867-1883).

Около 1850 г. Джон Рёскин развивал актуальность принципов неоготики в книгах «Семь светочей архитектуры» (1849) и «Венецианские камни» (1851-1853). Обосновывал принцип 7-ми добродетелей: Отречение (архитектура - художественное стремление), Истина (избегать скрытых несущих элементов, машинного производства), Власть (владение массой и пространством), Память (необходимость строительства для будущего, поскольку здания обретают величие только с течением времени, и появление исторических ассоциаций), Покорность (Верность формам прошлого вместо поиска новых форм). Трактат «Венецианские камни» способствовал

_________________ Лекция 111. Архитектура Англии первой половины XIX В.____________________

распространению венецианской неоготики в английской архитектуре. В этой книге есть глава «О сущности готики», в которой утверждается, что красота средневекового искусства возникает из атмосферы той радости, которую испытал ремесленник в процессе созидания. Этот аргумент использовал Уильям Моррис.

К кругу приверженцев Рёскина принадлежал Джордж Эдмунд Стрит (1824-1881), который был глубоко религиозен и был убежден, что только те архитекторы, которые исповедуют христианские убеждения, могут создавать истинные произведения искусства. В книге «Кирпич и мрамор в Средние веки: заметки о путешествии на север Италии» выразил убеждение в поиске истинной архитектуры - итальянская готика является источником ценного вдохновения, поскольку основные материалы строительства применяются и в конструктивных, и в декоративных целях.

Дж.Э.Стрит построил ряд кирпичных церквей в Англии (не слишком готических), а также здание Суда в Лондоне (1874-1882). Это последний памятник неоготики в Англии.

В конкурсе на строительство здания Суда в 1866 г. участвовал проект Уильяма Бёрджеса (1827-1881): фантастический средневековый город с 18 башнями, уходящими в облака, подвесными дорожками и мостами и покрытой жестью тосканской колокольней высотой 102 м.

Репрезентанты английской архитектуры первой половины XIX в. Дж.Уайетт. Усадьба Додингтон-парк, 1798-1808 гг.; Бландел. Усадьба Инк- Бландел-холл. 1802-1810 гг.; Монк. Усадьба Белси-касл, 1807-1817 гг.; Соун. Английский банк, Лондон, 1818-1826 гг.; Л.-У.Уайетт. Усадебный дом Вили- холл, 1812 г.; Дж.Нэш. Парк-Кресент, Лондон, 1812; Хамильтон. Королевская высшая школа, Эдинбург, 1825-1829 гг.; Дж.Нэш. Королевский павильон, Брайтон, 1815-1821 гг.; Дж.Нэш. Карлтон-хаус-террас, Лондон, 1827-1831 гг.; Нэш, Томсон. Кемберленд-террас, Риджентс-парк, Лондон. 1826-1827 гг.; Ч.Бэрри, О.Пьюджин. Парламент, Лондон, 1840-1868 гг.; Ч. Смерк. Британский музей, Лондон, 1842-1847 гг.