Конструктивизм в архитектуре второй половины XIX в.

В зодчестве второй половины XIX в. в Западной Европе стали использовать новые строительные материалы - металл, бетон и стекло. Большую роль в развитии архитектуры будущего сыграли проводившиеся в данный период Международные промышленные выставки. Демонстрировались возможности применения в строительстве бетона. Особую роль в становлении новых архитектурных принципов сыграли Всемирные выставки в Лондоне в 1851 г. ив Париже в 1889 г. Сами здания павильонов Всемирных выставок становились архитектурными образцами конструктивизма как доминирующего направления в зодчестве Западной Европы второй половины XIX в.

Конструктивизм в качестве основной художественной традиции имеет готический стиль. Принципы, объединяющие готику и конструктивизм: каркасная система, раскрытие здания вовне, ориентированность сооружения на событие с природным началом, визуальная легкость конструкции, доминанта вертикали, уничтожение массы стены. Также в рамках XIX в. традицией конструктивизма выступила не только неоготика, но и рационализм конца XVIII-начала XIX вв., обозначивший ценность чистых геометрических отношений в архитектуре.

Металлические конструкции, застекленные стены и отчасти крыши позволили создать обширное пространство, полное воздуха и света. Металлические конструкции первоначально разрабатывались и применялись в строительстве железнодорожных мостов и оранжерей, но затем распространились на общественные здания. Появились новые архитектурные типы, ставшие впоследствии чрезвычайно популярными в мировом строительстве: вместительные отели, большие универсальные магазины, вокзалы, крупные консерватории. В конце XIX в. железобетонные конструкции применяли и при строительстве церквей.

Во второй половине XIX в. происходит разделение функций архитектора и инженера: инженеры создавали конструкции, архитекторы одевали эти конструкции в оболочку, еще выполненную по законам стилевой эклектики.

В основу конструктивной системы положен принцип повторения, уподобления, воспроизведения элементарной единицы, в качестве которой выступает прямоугольная форма. Проект здания в целом был привязан к единому стандартному элементу - листу стекла максимально возможного размера. Каркасная система со стеклами вместо стен демонстрирует полное взаимопроникновение внешнего и внутреннего пространства. Сквозные металлические конструкции, бескрайние, неохватные единым взглядом в своей ширине и высоте, создавали ощущение бесконечного. Здание моделировало мир парцеллированным, составленным из одинаковых ячеек,

____________ Лекция 113. Архитектура Западной Европы второй половины XIX В._______________

наращивание которых своим потенциальным продолжением репрезентировало бесконечность устремлений и совершенствований - как научных, познавательных, так и душевных.

Эйфелева башня (1887-1889). Гюстав Эйфель обучался в Центральной Школе искусств и ремесел в Париже, где специализировался на строительстве из металла. Построил многочисленные железнодорожные мосты во Франции, других частях Европы и в Южной Америке. В том числе виадук Гарабит (1885-1888) недалеко от Понт дю Гар.

Высота Эйфелевой башни составляла 312,2 м в 1889 г., эта высота долгое время оставалась рекордной. Сейчас высота Эйфелевой башни 324 м.

Эйфелева башня образовывала своего рода триумфальный въезд выставки, расположенной на Марсовом поле.

Башня была возведена за 26 месяцев: с 28 января 1887 по 31 марта 1889

В ее создании принимали участие архитекторы Стивен Совестр, инженеры Эмиль Нугье, Морис Кешлен, а также еще 50 инженеров, 100 рабочих, производивших детали, и 121 чел. рабочих, занятых на конструировании.

Вес башни: 4.5 кг на см2, 10.000 тонн - общий вес.

Исключительными были не только темпы строительства, но и его методы. Все элементы металлической конструкции изготовлялись на заводе и лишь монтировались на месте. Исключительными были также точность работы и минимальное число занятых людей.

В Эйфелевой башне архитектор сложил множество мелких деталей в одну мощную, легкую и ветроустойчивую конструкцию. Огромные арки, соединяющие устои и создающие впечатление, что принимают часть веса, на самом деле являются не несущими, а чисто декоративными элементами, подвешенными к верхней части сооружения. Соответственно, не математические, а эстетические расчеты превалировали.

Башня состоит из двух основных элементов: основание, очень устойчивое, покоящееся на четырех устоях, и собственно башня, поднимающаяся вверх (в этом подъеме можно различать второй этаж, где заканчивают процесс схождения отдельные элементы, становясь единым целым).

Четыре опоры связаны между собой на первом этаже башни. Возведение опор - было очень сложной задачей. Четыре опоры, находящиеся на расстоянии около 80 м друг от друга, необходимо было по отдельности и под наклоном возвести на высоту 50 м. Опоры образуют квадрат со стороной 125 м.

В этом сооружении внешнее и внутреннее пространство достигают полного взаимопроникновения. Эйфелева башня - это сквозная металлическая конструкция. И при огромной высоте сооружения это давало ощущение бесконечного. Этот эффект стал предметом постоянных поисков и стремлений новой архитектуры XX в.

____________ Лекция 113. Архитектура Западной Европы второй половины XIX В._______________

Эйфелева башня не просто репрезентирует технические достижения инженерного дела конца XIX в., ее конструктивная система вышла за пределы времени. Устремленная ввысь, задающая стремительный вектор восходящего движения, Эйфелева башня является символом устремленности человеческого духовного порыва, потребность в котором и желание осуществить который сохраняются в человеке веками.

Во второй половине XIX в., в связи с индустриализацией общества, нарастают тенденции стандартизации в промышленном строительстве и в создании жилых помещений для рабочих. Регулярность планов, экономичность строительных материалов, единообразие ячеек жилых комплексов, простота декорирования, ясность конструктивных членений характеризуют архитектуру данного типа.

Архитектура второй половины XIX в. в Западной Европе демонстрирует назревающий душевный кризис, который европейское человечество решало через актуализацию готических принципов архитектуры в расширенном культовом пространстве XIX в., вышедшем за пределы узкой конфессиональности. Готика, пройдя этап неоготической разработки, в XIX в. воплотилась в конструктивизме. В то же время, архитектура второй половины XIX в. демонстрирует нарастающий конфликт человеческой потребности нахождения ориентиров для жизни души и ограничений, накладываемых механистическим развитием европейской цивилизации.

Произведения-репрезентанты западноевропейской архитектуры второй половины XIX в.:

Архитектура Франции: Ш.Гарнье. Парижская Опера, 1861-1875 гг.; П.Абади. Церковь Сакре-Кёр, Париж, 1875 г.; В.Бальтазар. Павильоны Парижского рынка, 1853 г.; Г.Эйфель. Башня, Париж, 1887-1889 гг.; Итторф. Северный Вокзал, Париж, 1861-1863 гг.; Итторф, Ш.Роо. Гранд-отель, Париж, 1867 г.; Г.Давиу. Магазэн Реюни, Париж, 1867 г.; В.-О.-Ф.Лалу. Вокзал Орсэ, Париж, 1896-1897 гг.; А.Бодо. Церковь Сен Жан де Монмартр.

Архитектура Англии: Дж.Г.Скотт. Мемориал Альберта, Лондон, 1863­1872 гг.; У.Баттерфилд. Церковь Всех Святых, Лондон; У.Баттерфилд. Капелла в Кебл-колледж, Оксфорд, 1867-1883; Дж.Э.Стрит. Здание Суда, Лондон, 1874-1882 гг.; Дж.Пакстон. Хрустальный дворец, Лондон, 1851 г.; Л.Кабитт. Вокзал Кингс-Кросс, Лондон, 1852.


ТЕМА 36. СКУЛЬПТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XIX В.