Основы идеалообразования произведений скульптуры XIX в.

Покой, в котором пребывает скульптура классицизма, означает моделирование человека, преисполненного божественным содержанием, дающим истинный покой, как упокоенность, и означает представление человека таким, каким он задуман в своем неразрывном и первозданном единстве с божественным началом.

Тема внутреннего равновесия, достигнутого эталонным человеческим началом, репрезентированным произведением искусства и находящимся в состоянии самодемонстрации. Нисходящая энергетика определяет каждую скульптурную композицию классицизма XIX в., решаемая темами излияния божественного блага, божественной амброзии (Геба, Ганимед), дарования божественного плода (Венера). Покой, который репрезентируют статуи классицизма, визуализируется через струящиеся вниз параллельные складки одежд-туник, что уподобляет фигуру столбу-проводнику божественной энергии.

Вера, Любовь, Надежда. Автор - Х.Д.Раух. Аллегорические статуи, изначально носившие названия «Мальчик с книгой», «Мальчик с чашей», «Молящийся мальчик из Сан-Су си» (соответственно). 1844-1852 гг. Мрамор, высота 110/120/107 см. Все вместе находятся в церкви в Бад-Арользене. Вера и Любовь также находятся в часовне Виндзорского замка. «Надежда» завершалась как самостоятельное произведение. «Надежда» воспроизводила жест античной статуи «Молящийся мальчик из Сан-Суси». Есть предположение, что эта античная статуя была создана с ориентацией в качестве образца на Колосс Родосский, поскольку была найдена рядом с этим местом. Раух создал эту статую в Карраре. Эту статую Раух повторял в различных вариантах, например, с цветком лотоса, символом вечности, этот вариант Раух поместил на могилу своего брата в 1855 г. Группа заключена в нишу с арочным полуциркульным завершением. Постановка фигур слева направо следующая: Любовь - Надежда - Вера. Действия Любви и Веры связаны с чашей и книгой, и взгляды, соответственно, опущены, сосредоточены на предметах. Их замыкающиеся в себе позы поддерживают архитектурное решение того пространства, в котором фигуры находятся,

____________________ Лекция 114. Скульптура стиля «классицизм» в XIX в.______________________

содействуют организации идеи нисхождения божественной энергии в ту или иную персонификацию божественной сущности: Любовь, дающая возможность очищения, служащая источником жизни вечной (символически представленного чашей), или Веры, дающей возможность истинного знания (символически представленного раскрытой книгой). Центральная фигура Надежды напротив устремлена своими жестами и взглядом вверх. Тем самым внутри скульптурной группы-триады организуется двойное круговое движение: восходящее из центральной фигуры, затем нисходящее-стекающее по сторонам арки, проходящее через крайние фигуры Любви и Веры и благодаря подобию колонных оснований фигур вновь возносящее взгляд ввысь. Фигура Надежды, в отличие от крайних фигур, решена в одеянии до пят, ее ноги не обнажены. Данная особенность уподобляет фигуру столбу, на котором она стоит, содействует преобладанию вертикализма в ее организации. В сравнении с фигурами по краям, в фигуре Надежды значение плоти и собственно изображение плоти значительно уменьшено: и руки, и ноги скрыты, притом, что на фигуре Надежды одет такой же хитон, как и на прочих персонажах, но на ней единственной из-под хитона видны иные одежды, скрывающие плоть. Дематериализации фигуры способствует также и наличие крыльев, являющихся дополнительными вертикалями. Показательно, что в фигуре Надежды черты мальчика, присущие и наглядно заявленные в двух других фигурах, практически нивелируются, в фигуре востребовано всеобщее качество, не дающее возможности половой или возрастной идентификации. На уровне значений, который представляет данное изображение, Надежда выступает в качестве обязательного человеческого зова, рвущегося из глубин человеческого существа, возносящегося ввысь, божественным ответом на который становится проявление своей Сущности в столь жизненно необходимых для человека Любви и Вере. Надежда, становясь импульсом движения в этой группе, в качестве ответа оборачивается Любовью и Верой. Визуализации того, что это взаимосвязанное целое, способствует не только факт подобия трех фигур, симметрии их расположения относительно друг друга и относительно архитектурного пространства, но и единообразие пьедестала, на котором они расположены. Значением этих знаков-пьедесталов, выступающих основанием Надежды, Любви и Веры является представление данных ипостасей божественной сущности, данных основных способов коммуникации человека и Бога как столпов мироздания, умозрительно представленного в этой арочной композиции. Представление этих сущностей в качестве детей говорит о естественности той потребности и первородности той связи, которую через надежду, веру и любовь осуществляют человеческое начало вообще в его незамутненном качестве и божественное начало, выступающее Отцом всему человечеству.

Скульптурные группы классицизма программируют внимательное созерцательное действие со стороны зрителя, востребуя зрителя в качестве разумного начала, умопостигающего законы бытия.

____________________ Лекция 114. Скульптура стиля «классицизм» в XIX в.______________________