План лекции

1. Характеристика тем, сюжетов и основного идейного содержания произведений второго этапа развития стиля «классицизм» в живописи Франции.

2. Жанровая определенность живописи классицизма 1830-1860-х гг.

3. Художественные приемы живописи классицизма 1830-1860-х гг.

4. Специфика творчества Ж.-О.-Д.Энгра.

_______________ Лекция 117. Живопись стиля «классицизм» второй трети XIX в._________________

1. Характеристика тем, сюжетов и основного идейного содержания произведений второго этапа развития стиля «классицизм» в живописи Франции

Второй этап развития классицизма в живописи Западной Европы приходится на вторую треть XIX в. По сравнению с первым этапом классицистического развития, второй этап лишен актуально-исторической определенности. Напротив, художественное пространство характеризуется принципиальной вневременностью, обладает идеальным внеисторическим статусом. Принципиально отторгается все единичное и преходящее, которым полна современность; живопись материализует эталон, которого лишена действительность. Такая художественная программа была обусловлена сменой исторической ситуации: если первый этап классицизма развивался в атмосфере утверждения идеалов в земном строительстве, то второй этап сопряжен с периодом разочарования в возможности достижения земного совершенства какими-либо политическими, экономическими, социальными средствами. Этим обусловлена пророческая, по мысли авторов-классицистов, миссия живописи XIX в. - вернуть изобразительному искусству его религиозный статус неотъемлемой составляющей культового действа и способствовать гармонизации мира.

Поиск адекватной формы воплощения божественного составляет предмет тематических поисков на протяжении всего развития классицизма. Человеческая форма и ее построение в организации композиции, темы произведения преследует цель явления идеи божественного. Человеческая форма в живописи классицизма второго этапа освобождается от исторических определителей и очищается в целях репрезентации божественного начала. Это обуславливает востребованность обнаженной женской натуры, демонстрирующей согласованность телесного и душевного совершенства, в соответствии с канонами античной философии.

Художественные традиции классицизма - искусство эпохи античности: античная скульптура и живопись; итальянское искусство эпохи Раннего и Высокого Возрождения: творчество Рафаэля, Мазаччо, мастеров флорентийской школы эпохи Кватроченто: Филиппо Липпи, Лука Синьорелли; искусство Возрождения эпохи Дученто: творчество Джотто; творчество Н.Пуссена.

Тематический спектр произведений классицизма второго этапа: произведения на сюжеты древнегреческого эпоса, средневековой литературы, текстов эпохи итальянского Возрождения, история прошлого, христианская мифология, восточные мотивы. Восток в европейской культуре XIX в. приобрел качество символа идеального пространства, в котором возможно осуществление идеала. Изучение Востока, восточной философии демонстрировало способ достижения этого идеала, человек Востока содержал в себе программу поведения, основанную на созерцательности, покое, мудрости. Именно этим качеством преисполнены герои в произведениях европейских авторов на восточную тематику. Восточная

_______________ Лекция 117. Живопись стиля «классицизм» второй трети XIX в._________________

тематика - художественный материал адекватного представления духовных понятий истины человеческого существования. Героиня одалиска - восточная жрица любви - становится основой представления мифа явления богини любви, эротической силы божественной утверждающей воли.