Специфика романтической модели мира в произведениях зрелого периода творчества Ж.-Л.-А.-Т.Жерико

Главным произведением зрелого периода творчества Т.Жерико явилась картина «Кораблекрушение «Медузы» / «Плот «Медузы». 1819 г.

_________________ Лекция 119. Творчество Жан-Луи-Андре-Теодора Жерико____________________

Жерико приступил к работе над этюдами и эскизами весной 1818 г. Он знакомится с участниками драматических событий, легших в основу сюжета произведения. Интерес к потерпевшим кораблекрушение - это интерес к человеку, бывшему на грани жизни и смерти, видевшему смерть в лицо, простившемуся с жизнью и вернувшемуся в этот мир.

Жерико работал над картиной как над фреской: без большого подготовительного эскиза непосредственно на холсте. Это усложняло работу, требовало большего напряжения.

Известно, что изначально Жерико в качестве сюжета предполагал выбрать резню на плоту: изображения кишащей беспорядочной толпы. В решении толпы Жерико использовал концепцию решения грешников из композиции «Страшного суда» Микеланджело. Постепенно в процессе работы на передний план выдвигается плот. Кроме того, Жерико сначала разрабатывал темы спасения, изображая приставшую шлюпку «Аргуса» и спасающих пострадавших моряков «Медузы». Но постепенно шлюпка отходит на дальний план, уменьшается, а затем и исчезает вовсе.

Тема произведения - стремление к спасению. От напряженности борьбы за выживание через истребление других к полной безнадежности и к обретению надежды на спасение.

В итоговом варианте изображен тот момент, когда люди заметили на горизонте корабль.

В художественном пространстве произведения «Плот «Медузы» можно выделить три пространственные сферы: плот, водная стихия и небесная сфера. Плот можно охарактеризовать как охваченный волнами, затапливаемый, размываемый и пребывающий в неустойчивости (за счет разворота по ромбической фигуре). Эффекту разрушаемости плота содействует расположение досок на нем, а также покосившейся мачты. Плот также характеризуется как пространство обитания человека. Соответственно, человеческое бытие здесь представлено неустойчивым, находящимся во власти стихии, затапливаемым, т.е. на грани гибели. Человеческие тела расположены в тенденции пересечения границы плота: они выходят за границы того, что дает ему временное пристанище и составляет основу их жизни. Фигура на переднем плане выпадает даже за границы холста. За счет этого приема, а также благодаря тому, что плот практически полностью придвинут к переднему плану, диагональ движения начинается уже в пространстве зрителя. Зритель как бы тоже оказывается на этом плоту. Пространство его возможных обитателей потенциально расширяется. Потому как на него практически выброшены трупы, на него выходит смерть и он стремится выйти, уйти, преодолеть. Все пространство холста приобретает частично качество плота, весь мир обретает качество плота. Земной мир представлен крайне шатким, неустойчивым. Стихия воды характеризуется как бурная, штормовая, подчиняющая себе пространство плота, который поднимается на волнах и внутри которого наблюдается волнообразное движение. Показателен один из подготовительных рисунков к этому произведению, на котором плот с легкостью поднимается на волнах, подобно

_________________ Лекция 119. Творчество Жан-Луи-Андре-Теодора Жерико____________________

щепке. Небесная стихия представлена здесь небом, покрытым тучами, а также ветром, развевающим одежды, платки, которыми машут герои, а также парус. Здесь показательно, что направление ветра и направление устремления людей на плоту противоположны. Таким образом отношение плота и окружающего пространства двух стихий можно охарактеризовать как противоборствующее: ветер стремится свернуть плот с пути встречи с кораблем на горизонте. Также следует отметить и подобные черты, по которым все пространства обретают качество единства: это буря, образованная волнами, облаками, человеческими телами.

Расположение персонажей: персонажи на плоту изображены несколькими основными группами. Группы расположены по восходящей диагонали из нижнего левого в правый верхний угол. (Диагональ победы.) По переднему плану распластана группа смерти, образованная четырьмя лежащими телами: тело лицом вверх слева, тело на руках старца, тело лицом вниз на плоту, тело запрокинутое за правый край плота, верхняя часть этого тела выходит за пределы работы. Есть такие подготовительные рисунки, где крайняя справа фигура изображена полностью, но ее верхняя часть закрыта тканью. Также существует вариант, когда вообще на этом месте изображена свисающая ткань. Затем она приобретает вид свисающего за борт человеческого тела. Известно, что это был последний элемент, который Жерико добавил к картине после предварительной выставки в фойе Итальянского театра. Соответственно, можно констатировать необходимость для Жерико наличия свисающего элемента в этой выходящей на зрителя части произведения, элемента, выходящего за границы, и в окончательном варианте он усиливает значение понятия границы, делая таковой сам холст. Все тела этой группы характеризуются свисающими конечностями, пересекающими ту или иную границу. В качестве границы выступает край плота, балка, лежащая на плоту, край холста. Это говорит о безжизненности, в которой они совершили выход за пределы своего существования. Над этой группой (особенно три мертвых тела могут быть объединены воедино) возвышается фигура старца, одной рукой подпершего голову, другой обнимающего тело юноши. В подготовительных рисунках Жерико использовал другой жест правой руки этого персонажа: голова более низко опущена и рука закрывает лицо - выражение личного горя, безутешного страдания. Здесь же обозначено личное сопричастие к смерти, благодаря пересечению с телом юноши, но взгляд не сокрыт, рассудок, соответственно ясен, и сама фигура демонстрирует возвышение над смертью, выход за границы отчаяния, но философское отстранение, погружение в размышление о смысле человеческого существования. Показательно композиционное построение, когда фигуры юноши и старца составляют единое целое. Этот же принцип действенен и для всей композиции в целом, соответственно, все эти персонажи - единое человеческое целое. Различны фазы, стадии человеческого мироотношения. Другую парную группу составляют тело, лежащее лицом вниз и персонаж, направленный телом к старцу, а головой - к остальным. Данный персонаж - своеобразное переходное звено, место, где

_________________ Лекция 119. Творчество Жан-Луи-Андре-Теодора Жерико____________________

рождается надежда - не случайно именно из его головы «вырастает» мачта. Этим продолжением объясняется темный цвет героя, который сближает его и мачту. Лежащий и сидящий персонажи во многом представляют собой два этапа движения человеческого тела: как если бы лежащий поднялся, а готовый уже лечь, обрел силы посмотреть вправо. Следующая группа из трех персонажей - стоящие на коленях и протягивающие руки вверх, обращающие свой взор в небеса; их позы дают основания формализовать эту группу как «молящихся», обращающих молитву небесам, молящих о спасении. Эта группа подхватывается группой трех человек, стоящих выше (для этого используется во всех предваряющих эскизах и в окончательном варианте бочка - возвышение). Данная группа - самая высокая в композиции; она вырастает из молящихся, становится новой, трансформированной триадой, получающей ответ на свою молитву. Это - те, кто видят возможное спасение, призывают спасение не мольбой и взглядами, а активным действием. Но этим не исчерпываются персонажи данного произведения - обитатели плота «Медузы». Верхняя группа поддерживается с двух сторон двумя другими группами. Над молящимися находятся те четыре персонажа, которые не видят сами, но ориентированы на видящих, а также устремлены в морскую даль, где находится спасение, своими жестами. Справа же, под бочкой, находятся два персонажа, один из которых не видит потому, что от голода и отчаяния презревает в себе все человеческое и вгрызается в ягодицу своему сотоварищу по беде, а тот устремляется вперед уже не столько, чтобы увидеть парус, но чтобы спастись от нападающего. Соединение двух данных персонажей воедино, типичное для построения героев в этой композиции, говорит о представлении устремления к жизни через подавление в себе человеческого и высвобождение животного желания жить, несмотря ни на что.

В расположении персонажей прослеживается повторенная несколько раз пирами дальность: пирамида со старцем над трупом юноши; пирамидальность всей части слева от мачты (образована парусной тканью), пирамидальность группы устремленных к кораблю на горизонте; пирамидальность всей сцены в целом (образованная канатами, идущими от мачты). Это многократно воспроизведенный порыв, прорыв человеческого существа, возвышающегося всякий раз над жизненной данностью.

В произведении «Плот «Медузы» человек изображен на плоту, тем самым моделируется на грани жизни и смерти, между человеком и животным, между отчаянием и надеждой/верой, крестный путь человеческой жизни - вечного странствия в пучине, в вечном страхе смерти, в вечном поиске белеющего паруса надежды. Примечательно, что в одном из подготовительных рисунков к этой работе Жерико изобразил корабль значительно ближе и различимее по отношению к плоту. Более того - корабль, идущий навстречу потерпевшим. Отказ от этого варианта отдаляет спасение, делает его призрачным, повышает степень зыбкости существования человека, обреченного на надежду и неустойчивость в этом мире. Выстраивается последовательность пути к спасению: точка зрения

_________________ Лекция 119. Творчество Жан-Луи-Андре-Теодора Жерико____________________

сверху выбрана автором (позиция того, кто смотрит на это сверху, - позиция Всевышнего). Композиция креста напоминает о традиции Микеланджело - «Страшного суда». Крест, формируемый сгустками человеческих тел, - также свидетельство актуальности художественного метода Микеланджело. Крест, отсылающий в понятию Распятия, как раз и высвечивает суть как самого священного события, так и его значения для каждого христианина: через физическую смерть, муки плоти, отчаяние, безысходность - далее через молитву и надежду в узрению призрака спасения. И человек изображен не спасенным, но вечно устремленным к спасению.

В результате человеческая жизнь моделируется как вечная борьба человеческого и животного в человеке, как смятенного ужаса на границе между бытием и небытием, в крестном пути вечных греховных мук плоти («Плот «Медузы»),

Концепция жизни как крестного пути к спасению из пучин собственной греховности.