Лекция 8. Архитектура Древнего Египта времени Древнего царства (4 ч.)

другой поднимается на высоту 33 м, разветвляясь на две галереи. Большая галерея длиной 50 м ведет в погребальную камеру, уступчатый потолок которой производит впечатление ложного свода.

Погребальная камера пирамиды и ближайшая к нему уникальная по красоте и масштабам галерея были облицованы гранитом, остальные коридоры - известняком лучшего качества.

Верхний храм пирамиды Хуфу был обнесен массивной стеной; проход, соединявший его с нижним храмом, открывался в большой двор, окруженный портиками. В глубине двора находился зал, имевший форму огромной ниши с двумя рядами колонн, за которыми была молельня с культовыми статуями царя. Из двора по обеим сторонам колонного зала шли проходы в кладовые, а в конце правого прохода имелся выход во двор пирамиды. Колонны гранитные, четырехгранные. Двор вымощен базальтовыми плитами.

В заупокойном храме применяются свободностоящие колонны.

За пределами верхнего храма в известняковом плато были вырублены продолговатые углубления, в которых находились замурованные ритуальные ладьи фараона, имевшие в длину более 40 м. Одна из них, вероятно, служила для перевозки тела Хуфу в день погребения, четыре остальные предназначались для его небесного посмертного плавания к богам севера, юга, запада, востока.

Предположительно строителем пирамиды Хуфу был племянник фараона Хемиун.

Пирамида Хуфу или Великая пирамида в Гизе как произведение искусства может быть рассмотрена в трех аспектах:

1) Как модель эталонного человека. _П ирам и да есть единое, состоящее из множества частей. Каждая из этих частей, находясь на своем месте, работает. Каждый человек есть целостный организм, в котором множество отдельных составляющих (органов, атомов), но эти отдельные составляющие могут жить и работать только все вместе. Если одна из таких составляющих не работает, то целостность организма разрушается. Точно так же, если нарушить целостность пирамиды, она начнет разрушаться.

Пирамида имеет основание (максимально конечное, единичное и минимально бесконечное, общее, максимально распространенное вовне) и вершину (минимально конечное и максимально бесконечное, божественное, минимально проявленное в реальности). И образцовый человек является особенным, т.е. соединяет основание (плоть, земное, единичное) и вершину (душу, божественное, общее). Вершина (душа) - точка, проявленная вовне менее всего, но именно она имеет свойство разворачиваться в бесконечность, именно она является тем, что делает человека человеком, именно она дает возможность соединения с духом, с Абсолютом. Основание (тело) - максимально проявлено в человеке, но оно минимально значимо для становления человека, решения его смысложизненных проблем, нахождения возможности соучастия и самоутверждения человека в мире.