Концепция немецкого романтизма второй половины XIX в.

Художником, с именем которого для немецкого искусства второй половины XIX в. связано наиболее полное и разностороннее развитие романтических тенденций, был Адольф Менцель (1815-1905). Его долгий творческий путь, энциклопедическая широта его поисков в различных областях живописи и графики оказали большое влияние на немецкое искусство.

Более, чем это принято думать, творчество Менцеля обязано роман­тической традиции. Его связи с ней вызывают в памяти сложную диалектику наследования и отрицания, свойственную отношению к романтизму поэзии Гейне. Тематикой своих произведений 40-х годов Менцель кажется далеким от социальных идей. Но никто из немецких художников не выразил так ярко жажду перемен, так юношески свежо, радостно не воспел этот постоянно меняющийся, подвижный мир, не связал его с повседневным созиданием человека, как Менцель. Он совершил то, что в этюдах Блехена и многих других возникало предвидением будущего.

Идея диалектики всеобщего развития, воспринятая Менцелем в тео­риях романтиков, прежде всего Шлейермахера, осталась для него опреде­ляющей на всю жизнь. Идея диалектичности развития, столь глубоко разработанная немецкими романтиками, получает в творчестве Менцеля новое претворение, будучи отнесена к конкретной социальной действительности и отражая тем самым общеевропейскую тенденцию реализма в XIX в. Каждый из этих образов символически емок. Композиция строится пластическим разнообразием форм, динамической подвижностью контрастов света и тени, напряженного сопоставления черного и белого.

В творчестве немецких романтиков портретный жанр уступал пейзажу или композиционным поискам в монументальном искусстве; в эпоху бидермейера портрет явно тяготел к бытовой картине с подробным изобра­жением костюма и интерьера. В немногих созданных Менцелем живописных портретах, где им изображены его близкие и знакомые, также ощутима склонность к развернутому жанровому решению, в рисунке же и акварели - к точности языка реалистической портретной миниатюры 20-40-х гг. XIX в. В композиционной индивидуальности каждого из портретов, созданных Менцелем, - принципиальное утверждение неповторимости изображенной личности, ценности ее непредвзятого, непринужденного изображения. Это качество присуще и портретам Фердинанда фон Райски (1806-1890) - основному жанру его творчества. Круг его портретируемых - дворянские семьи Саксонии, в родовых усадьбах которых он подолгу живал. И Райски нередко обращается к форме парадного портрета, изображая портретируемого в рост, в позе, явно рассчитанной на зрителя, с увлечением

Лекция 122. Национальные живописные школы стиля «романтизм» в XIX в.: Германия

передавая нарядность одежды, фактуру дорогих материалов. Однако красочность костюма и обстановки приобретает несколько ироническое звучание - человек предстает увиденным с зоркостью реалиста XIX в.: во всей многосторонности психологического анализа личности и социальной ее конкретности. Склонность художника к картинной обстановочности, к сложным пространственным решениям и приподнятой красочности колорита воспринимается данью романтической традиции, но позволяет говорить и о ее развитии, свидетельствуя также о соприкосновении художника с живописной культурой французского романтизма. Своего рода данью романтической чуткости к душе ребенка возникают многочисленные детские образы фон Райски.

Поздний романтизм представлен произведениями JI. Рихтера (1803­1884), М. фон Швинда (1804-1871), К. Шпицвега (1808-1885). Сюжеты полотен JI. Рихтера, М. Швинда, как никогда еще у немецких романтиков, тесно связаны с народными сказаниями, песнями, балладами средневековья - здесь и свадебные шествия, и замки, и сказочные образы Рюбецаля, и заколдованный Шреккенштейн. Их иллюстрации народных сказок и песен восходят в своем графическом языке к стилистике малых мастеров немецкой гравюры эпохи Дюрера. Когда же они обращаются к современной жизни, то здесь их также привлекает тихий мир провинциальных маленьких городов, облик которых определяется готическими башнями церквей, барочными фронтонами и т.п.

Лекция 123. Графика направления «реализм»