План лекции

1. Тенденции развития искусства графики направления «реализм»: темы, сюжеты, персонажи.

2. Творчество Оноре Домье.

1. Тенденции развития искусства графики направления «реализм»: темы, сюжеты, персонажи.

Реалистическая тенденция наблюдается в развитии истории искусства постоянно, но как художественное течение реализм складывается именно во Франции, в середине XIX в. Преимущественное развитие получает жанровая живопись, которая составила второй, после пейзажного, этап развития реализма.

Произведения, относимые историками искусства к этому направлению, были созданы в период с 1830-х по 1870-е гг.

Напряженная политическая обстановка была связана с судьбой практически каждого гражданина. Люди Франции творили историю. В комментарии к Салону 1848 г. критик Торе писал: «Мы не будем долго

_______________________ Лекция 123. Графика направления «реализм»_________________________

задерживать внимание читателя на салоне 1848 г. Мы создаем сегодня нечто более важное, чем искусство и поэзия: мы создаем историю».

История - очень интересная тема для многих художников. Домье желал проиллюстрировать «Историю Франции» Анри Мартена, но эта идея не была осуществлена. Домье была создана серия гравюр «Древней истории», в которой представлен критический и саркастический взгляд на историю прошлого. Это подтверждает факт увлечения историей современности, сегодняшнего дня. Уходит понимание истории через призму некоего классического образца.

В искусстве 1830-х гг. происходит расцвет карикатуры. В развитии этого вида искусства выделяют следующие периоды: карикатура политического характера (1830-1835 гг.); социально-бытовая карикатура и иллюстрация (1835-1848 гг.). Такое разделение на периоды связано с тем, что в 1835 г. политическая графика была запрещена.

Центральным героем карикатур выступает отрицательный персонаж - буржуа: представитель государственной власти, банкир, делец, мещанин- обыватель. Среди персонажей сатирических произведений в группе политических карикатур можно выделить портреты конкретных лиц. Авторы таких картикатур: Домье, Декан (карикатура на Карла X), Гранвиль (министры и депутаты). Кроме того, персонажи могли представлять собирательные образы (особенно в группе социально-бытовых карикатур); авторами выступают Травьес, Монье, Домье. Также присутствовали персонажи-аллегории. Например, редактор журналов «Карикатюр» и «Шаривари» Филиппон придумал аллегорию короля-груши как эмблемы Июльской монархии. Также можно выделить и положительных героев карикатур; их можно подразделить на следующие типы: героический (например: «Галльские пленники» Гранвиля и Домье, критический (сострадательная тенденция) (например: «Полный порядок царствует в Лионе» Травьеса), социально-описательный (например: «Французы в своем собственном изображении»; авторы: Монье, Шарле и др. изображали каменщиков, сапожников, строителей, наборщиков).

Для карикатуры характерен принцип серийности. Этот принцип может быть проявлен как в наличии сквозной темы, так и сквозного персонажа. Например: «Представители правосудия». «Добрые буржуа» Домье; «Большой город», «Улицы Парижа», «Физиология буржуа», «Физиология чиновника», «Физиология лавочника».

В период Июльской монархии наблюдался невиданный рост периодики: выходило более 700 названий газет и журналов.

Таким образом, можно отметить расцвет графики как характерную особенность искусства данного периода - эпохи революции. Политическая графика была особенно популярна, ориентирована на широкую массовую аудиторию, они реализовывали принцип новой заразительности искусства. 18 марта 1848 г. был объявлен конкурс на картину, прославляющую республику. Через месяц было представлено более 700 произведений. В этом конкурсе принимали участие Домье, Милле, Коро.

_______________________ Лекция 123. Графика направления «реализм»_________________________