Творчество Оноре Домье (1808-1879)

Домье родился в Марселе в семье ремесленника, отец делал рамы для картин, а также был известен как местный поэт. В 1814 г. семья Домье переехала в Париж, где Домье посещал мастерские Ленуара и Будена, изучал мастеров в Лувре, но систематического художественного образования не получил. В 1825 г. Домье после окончания занятий в Александра Ленуара был определен к литографу Зефирину Бельяру, который издавал портреты современников.

Домье в основном работал в графике, в литографии. Особое значение литографий Домье заключается в том, что он довел технику литографии до совершенства, раскрыв возможности тоновых соотношений, передачи световоздушной среды, пространства, градаций тонов.

Славу Домье принесла литография "Гаргантюа" (1831) - карикатура на Луи Филиппа, изображенного заглатывающим золото и "отдающим" взамен ордена и чины. За эту карикатуру Домье на 6 месяцев был заключен в тюрьму и вынужден был также заплатить штраф.

Но карикатуры Домье, в отличие от других мастеров этого вида искусства, сочетали политическую злободневность с глубиной социального обобщения.

Метод работы Домье включал подготовительный этап, на котором он создавал скульптуры небольших размеров (17-19см) из глины и затем рисовал со своих скульптур. Фигуры освещал лампой, усиленная светотень сообщала драматический эффект. Домье никогда не работал с натуры, высмеивал этот метод, в частности, делал карикатуры на пейзажистов.

Помимо подготовительной функции скульптура имела и самостоятельное значение в творчестве Домье.

Статуэтка «Ратапуаль» (1850).

Само выполнение литографии также сродни работе скульптора. Литография - способ плоской печати, при котором печатной формой служит поверхность камня (известняка). Изобретена в 1798 г. Изображение на литографский камень наносят жирной литографской тушью или литографским карандашом. Была распространена именно в XIX в. В XX в. вытеснена офсетной печатью.

Прием работы Домье при создании литографий был следующий: «... его деятельный ум находил удовлетворение только в работе над несколькими рисунками одновременно». На круглом столе у Домье помещались 8 или 10 начатых камней. Он «переходил от одного камня к другому, стирая и прибавляя».

В 1830-е гг. Домье для журнала «Карикатюр» выполняет следующие литографии: «Опустите занавес, фарс сыгран» (1833),

«Законодательное чрево» (1834): своеобразная «сатирическая фреска». Заседание правительства предстает перед зрителем как сборище монстров - алчных, злобных, порочных, безобразных. Называя это собрание чревом, Домье тем самым подчеркивает и пожирающую человека суть издаваемых

_______________________ Лекция 123. Графика направления «реализм»_________________________

этими людьми законов, и чревоугодие как плотский грех собравшихся, думающих не о законе, а о собственном насыщении. Чрево - это также понятие, раскрывающее суть внутреннего устройства, нутро законодательной власти. Представлен групповой портрет уродства развращенных своей плотью, властью, богатством людей, причастных к управлению судьбами других и судьбой государства. При этом действительно присутствуют портретные характеристики героев: представлены политические деятели Июльской монархии: Тьер, Гизо, Аргу и др.

«Граф Орас Себастьяни» (1833), «Де Подена» (1833),

«Улица Транснонен 15 апреля 1834 года» (1834). Во время восстания 1834 г. в Париже отряд правительственных войск ворвался ночью в один из домов на улице Транснонен, жители которого мирно спали, и жестоко расправились с ними, не пощадив ни стариков, ни женщин, ни детей. Это произведение - не карикатура, «залитая кровью страница современной истории», как писал редактор журнала Филипон.

Видны следы борьбы, изображен распластанный труп мужчины в ночной рубашке и ночном колпаке, его тело придавливает труп ребенка. Также изображены другие трупы - отдельными частями. Т.е. композиция фрагментарна, изображения мертвых тел выходят за пределы изображения, и это содействует эффекту расширения сцены - расширения средствами умозрения зрителя, и, следовательно, в пространстве самого зрителя, действительного пространства, в котором он находится.

«Этого можно отпустить на свободу, он уже не опасен» (1834),

«...Вам предоставляется слово, выскажитесь, вы свободны!» (1835): изображена сцена в суде. Слова принадлежат судье, обвиняемого держат за руки, его рот заткнут кляпом, и свобода самовыражения, право защиты, сама праведность судопроизводства высмеиваясь, тем самым открывает свою истинную сторону. Рядом же показана сцена с палачом и человеком, которому готовятся отрубить голову. Скорый, неправый, губительный, преступный суд, приводящий к человеческой смерти, смерти невинного. Смех карикатур Домье на грани с ужасом.

«Робер Маркер и Бертран у витрины с карикатурами» (1837).

Домье часто использует прием деформации изображенных объектов. Применяет метод гротеска, который в его произведениях обретает подлинно эпическую значимость, которая ставит произведения в один ряд с творениями Рабле и Свифта. Фрагментарность композиции - еще один прием Домье, который позволяет понимать изображенное в картине как часть действия, происходящего за ее пределами (Например: "Вагон III класса", около 1862).

После революции 1848 г. Домье обращается к живописи. В апреле 1848 г. в Школе изящных искусств Домье выставил эскиз «Республика кормит и просвещает своих детей», где он демонстрирует свое умение монументализировать и героизировать тематику современных событий.

_______________________ Лекция 123. Графика направления «реализм»_________________________

В живописи Домье выступает чаще всего не как обвинитель, а с пафосом утверждения гуманистических ценностей, духовности, человечности. Работы преисполнены динамизма, внутренней экспрессии.

В Салоне 1849 г. Домье выставил картину «Мельник, его сын и осел» (навеяна басней Лафонтена).

В Салоне 1850/51 гг. - «Дон Кихот и Санчо Панса» (картина утеряна), гуашь «Шествие силена», «Нимфы, преследуемые сатирами».

Позднее в Салонах выставлялся только 2 раза - в 1861 и 1869 гг.

Серии, которые выполнил Домье:

Робер Макер (100 литографий), 1836-1838;

Физиономическая галерея (25), 1836-37;

Супружеские нравы (60), 1839-1842;

Парижские типы (56), 1839-1842;

Трагикомические физиономии (15), 1841;

Древняя история (50), 1842;

Железные дороги (16), 1843;

Прекрасные дни нашей жизни (100), 1843-1846;

Синие чулки (40), 1844-1845;

Учителя и школяры (32), 1845-1846;

Добропорядочные буржуа (82), 1846-1849;

Квартиросъемщики и домохозяева (32), 1847-1848;

Все, что угодно (70), 1847-1851;

альбом «Осада», 1870-1871;

Всего исследователями выделяется более 28 серий в творчестве Домье.

В 1860-е гг. Домье занимался только бытовой сатирой. Например: «Мужской эгоизм», «Кринолин в снежный день. «Голубушка, может, вас подмести?» (1858).

Во время франко-прусской войны Домье выпускает литографии, вошедшие в альбом "Осада", в которых предметом изображения выступают народные бедствия: "Империя - это мир" - изображаются убитые на фоне дымящихся развалин; "Потрясенная наследством" - аллегорическая фигура Франции в образе плакальщицы на поле мертвых и вверху цифра "1871".

Бодлер о методе Домье писал: «В житейских буднях, в бесконечной изменчивости вещей внешнего мира есть стремительность, требующая от художника соответствующей быстроты исполнения». «Гравюры Домье могут быть названы дополнением к «Человеческой комедии» [Бальзака]. Назовите художника-бытописателя как вам заблагорассудится - наблюдателем, соглядатаем, философом... он летописец вечности, отраженной в преходящем».

В произведении «Опустите занавес. Фарс сыгран» О.Домье можно выделить три плана. На переднем плане, который являет собой некоторое подобие сцены, фронтально изображена фигура клоуна в шутовском костюме, снимающего шляпу. Именно данному персонажу принадлежат слова, звучащие в названии произведения. Он выходит на авансцену и делает объявление перед занавесом, который готов закрыться на втором плане. На

_______________________ Лекция 123. Графика направления «реализм»_________________________

втором плане, помимо занавеса, находится изображение статуи Фемиды с весами и повязкой на глазах. На дальнем плане присутствует изображение зала законодательного собрания. Рядами, расположенными полукругом, сидят рядом друг с другом абсолютно единообразные чиновники; на трибуне выступает оратор, секретарь делает записи, под трибуной оратора сидят три персонажа и спят.

Таким образом, необходимыми элементами, формирующими художественное пространство, являются: авансцена, декорации, занавес, сценическое представление. Другим значением указанных знаков являются: авансцена - галерея в зале заседания законодательного собрания; декорацией - статуя Фемиды - богини правосудия; сценическим представлением - выступление на заседании законодательного собрания. Причем люди в зале не соответствуют традиционному представлению о законодателях: они изображены вынужденными играть роль, которая им совершенно не интересна, которая приводит их в состояние сна, и не составляет истинного смысла их существования, деятельность законодателей не осмыслена и они не являются участниками собственного законодательного процесса: они просто пассивно, безынициативно присутствуют.

Все элементы изображения подчинены принципу двуплановой трактовки: традиционное значение каждого элемента оборачивается совершенно противоположным значением, совершенно несовместимым с традиционным. Оборачивание ситуации заседания в ситуацию спектакля говорит об иллюзорности, несерьезности, пустоте содержания.

Планы тесно взаимосвязаны: герой на переднем плане указывает палочкой на Фемиду на среднем плане, складки свисающего рукава его одеяния повторяют складки начинающего опускаться занавеса, а диагональ занавеса, жест клоуна, подобие полукругов, образованных из рисунка его одежды и полукружий рядов в зале, а также контраст полутьмы перед занавесом и света пространства за ним заставляет взгляд выйти в план зала собрания. Эта связь, с одной стороны, подчинена идее демонстрации двуплановости, искажающей традиционное видение и вскрывающей суть происходящего: театром оказывается заседание по вопросам государственной важности; с другой стороны, эта связь указывает на причастность всех персонажей единому действию: здесь нет просто присутствующих - и клоун - не только демонстратор, но участник, более того, руководитель действия театрального представления.

Можно усмотреть параллели в фигурах оратора и Фемиды: они стоят за кафедрой, фигура наполовину скрыта в нижней части. Это сопоставление говорит о замене, которая произведена в зале, Фемида не просто убрана из зала, но ее заменил тот, кого никто не слушает, который далек от истины.

За выполнением данной литографии последовала работа «Законодательное чрево», в которой в центре внимания оказывается многоярусный зал законодательного собрания. Учитывая серийность как метод работы Домье - т.е. принцип многоаспектного изображения одной и той же ситуации, многоаспектного раскрытия многогранной ситуации,

_______________________ Лекция 123. Графика направления «реализм»_________________________

нуждающейся для своей полноты именно в представлении нескольких сторон одного действия - можно предположить, что последовательность создания работ была предусмотрена. И сначала он указывает на фикцию самой законодательной деятельности, а затем - на истинное положение внутри, само нутро законотворчества: а судьи кто?

Можно также увидеть аналогию в изображении зала полукругами, и полукругов, образуемых на одеянии клоуна. Параллели эти при знании того, что следующую работу на эту тему Домье назвал «Законодательное чрево», можно связать с фигурой непомерно толстого клоуна, раздутого именно в области «чрева», плоть его доминирует. И круговая система, заложенная в фигуре персонажа на переднем плане, переходит в круговую систему зала, обнаруживая их связь, единство. Сходство рисунка на одежде и линий рядов зала с законодателями еще больше подчеркивается за счет клетчатой ткани, и эти одинаковые клетки за счет объемности тела формируют полукружия. Данные клетки на уровне зала соответствуют единообразным фигурам заседателей.

Есть определенное сходство у персонажа клоуна и частного персонажа карикатур Домье - Луи-Филиппа (например: «Гаргантюа»), Это подчеркнуто не только сходством черт и толстой фигурой, но и тем, что этот персонаж здесь представлен своего рода хозяином этого шоу, управляющим, смеющимся злорадно, выявляя суть происходящего, как бы издеваясь над теми, кто искренне верит в справедливость власти и тех законов, которые она производит. В правой руке у данного персонажа находится дирижерская палочка: он дирижер этого представления, и зал - в определенном смысле оркестровая яма. Кроме того, он значителен по сравнению со всеми другими персонажами, массивен, находится на переднем плане. Он не просто шут, говорящий правду, раскрывающий суть явлений, но причастен этому действу, он здесь выходит на поклон, как режиссер пьесы.

Лекция 124. Живопись направления «реализм». Реалистический пейзаж Англии