Характеристика раннего периода творчества Дж.Констебла

В ранний период уже сформировались основные художественные традиции живописи Дж.Контебла:

Параллели с творчеством поэта-современника Роберта Бёрнса: ценность мира самой природы и человека, близкого природе в едином качестве естественности, первозданности, близкого божественной сути творения;

близость творческой концепции поэта Китса; пейзажная поэзия авторов Озерной Школы: Вордсворт, Колридж. произведения английского художника рубежа XVIII-XIX вв. Томаса Гёртина: внимание к объективному воспроизведению особенностей реального национального английского пейзажа, возведенного, однако, на эпическую высоту; монохромная тональность, тональная целостность произведения;

пейзажная живопись Томаса Гейнсборо; отличие заключается в том, что в пейзажах Гейнсборо представлена природа, гармонически упорядоченная законами высшего разума, а в пейзажах Констебла действует принцип неупорядоченности в устройстве земного мира;

пейзажи голландских живописцев XVII в., в частности Якоба Рейсдала;

_______ Лекция 124. Живопись направления «реализм». Реалистический пейзаж Англии___________

пейзажи Клода Лоррена, которые Констебл продолжал копировать на протяжении всей жизни;

концепция пейзажа Никола Пуссена: модель природы как репрезентанта абсолютного начала.

Ранний этап творчества Дж.Констебла: до 1810-1811 гг.

Ранний период: «Сток-бай-Нэйленд» (1807),

«Мальверн-холл» (1809): переосмысление традиционной концепции топографического пейзажа; усадьба теряет свое типичное центральное положение в этом пейзаже, тем не менее является центральным элементом произведения. Главным персонажем является сама природа, и человек, репрезентированный домом, оказывается органично вписанным в этот природный мир. Во многом это создается за счет введения приема изображения отражения: в стоячей воде пруда отражаются как деревья, так и дом. Важна тема отражения земного и небесного, связанных водным миром. В этом произведении создается мир тишины и покоя.

«Мельничный поток» (1811): динамичная природная картина, сложность фактуры произведения: наслоения отдельных живописных пластов, некоторые части грунта не покрыты краской, глубина, создаваемая самой живописной техникой. Характер наложения мазков меняется при переходе от неба к зелени деревьев, от воды к строениям на берегу - изменения связаны с изменениями той пространственной среды, которая изображается, т.е. техника подчиняется сущности, структуре того элемента природного мира, который изображается. Все пронизано рефлексами света. Здесь вводится элемент, который часто будет использовать затем Констебл: уединенная ферма в левой части композиции. Известно, что в этом доме жил Уилл Лотт, олицетворение патриархального покоя, неподвижности, отшельнического отношения к жизни: он прожил до старости, никогда не покидая свой дом. Т.е. вводится жилье человека, живущего по принципу неразрывности, слитности с природным миром, мыслящего себя неразрывной, естественной частью этого мира. Уединение как погружение в природу. И в этом произведении сама техника создает единство природного и человеческого пространства. Если в предыдущей работе это был прием отражения, то здесь техника уравнивает человеческий и природный мир, связывая их в единое, неразличимое в самостоятельности элементов, целое.