Лекция 8. Архитектура Древнего Египта времени Древнего царства (4 ч.)

Если говорить об эталонном человеке Древнего Египта, то это - фараон. Именно фараон как целое, состоящее из множества разнообразных качеств, объединяющее конечное (человеческое) и бесконечное (божественное) был тем образцом, приблизиться к которому стремился каждый египтянин. Именно в фараоне как в эталонном египтянине, как в муже страны Кемет и отце египетского народа, были сконцентрированы эталонные качества всех египтян. И наоборот, каждый египтянин как «дитё фараоново» нес в себе частичку этого эталона. Но пирамида была не только образцом эталонного человека (фараона), она также была камертоном, настраивающим каждого встречающегося с ней на особый лад, на специфическое отношение к своей плоти и душе, на подчинение плоти душе, на прислушивание к бесконечному, общему, божественному. В таком случае, Великая пирамида и сегодня являет всем приезжающим к ней эталон человека, актуальный не только в Древнем Египте, но и в наше время.

2) Как репрезентант эталонного государственного устройства, выстроенного ступенчато и имеющего не только прагматическую, но и сакральную функцию. Пирамида в ее сегодняшнем виде, без облицовки, предстает истинной, показывающей свое ступенчатое устройство, в котором каждый каменный блок находится на своем строго определенном месте и выполняет свою, присущую только ему функцию. И древнеегипетское общество было строго иерархически, ступенчато устроено. Каждый слой общества, как и каждый слой пирамиды, был на своем месте, и только на этом месте он мог максимально проявить себя в качестве самоутверждающегося и соучаствующего в мире субъекта. Поэтому облицовка пирамиды, которая скрывала ее ступенчатость, одновременно скрывала и суть устройства египетского государства от непосвященных глаз. Такое сокрытие истинного устройства социума египтян требовалось в силу его сакральности, божественности, дарованности египтянам богами.

Пирамида имеет основание, символизирующее самый нижний слой египетского социума, и вершину - фараона. Но вершина (фараон) становится вершиной только благодаря тому, что есть основание, для которого она - вершина. С другой стороны, основание становится основанием только тогда, когда присутствует вершина, делающая его основанием, собирающая его. Вершина и основание, как и фараон и народ, не могут существовать друг без друга и становиться сами по себе вершиной и основанием.

В каждом слое пирамиды как модели египетского общества присутствует особенное соотношение небесного и земного. Фараон (вершина) содержит наибольшее количество небесного, абсолютного, общего, поскольку является «сыном бога» и посредником между богами и людьми. В каждом нижележащем слое качество особенного, включающее в себя единичное и общее, человеческое и абсолютное, изменяется, становится все больше земного и меньше небесного, но, тем не менее, даже в самом нижнем слое как отдельном и единичное и общее присутствуют в определенной, строго выверенной, пропорции.