Характеристика зрелого периода творчества Дж.Констебла

Период зрелости характеризуется оформлением концепции пейзажа, а также началом влияния принципов творчества Констебла на французскую школу живописи и приходится на 1820-е гг. Этому периоду предшествовал так называемый «переходный» период, характеризуемый жанровыми колебаниями мастера, писавшего и исторические картины, и портреты в 1811-1819 гг.

Произведения зрелого периода творчества:

_______ Лекция 124. Живопись направления «реализм». Реалистический пейзаж Англии___________

«Телега для сена» (1821): тема реки жизни была задана в английской живописи XIX в.: в 1805 г. Уильям Блейк создал картину «Река жизни». Эта метафора широко распространена. И свой вариант решения этой темы предлагает Констебл. Констебл в окончательном варианте работы убирает фигуру всадника на берегу, поскольку она нарушала линию берега реки, в качестве ведущей оси, составляющей движение человеческих фигур, главный композиционный вектор. Целостное значение реки жизни раскрывается здесь в конкретике индексных значений отдельных персонажей, их труда. Телега движется в реке. Природное начало выступает как руководящая сила, руководящая каждодневными трудами человека, которыми он включается в природный ритм, формируя тем самым реку своей жизни в соответствии с природными принципами бытия.

«Прыгающая лошадь» (1825): в этом произведении использован такой прием, который часто применял Констебл: передний план дан крупно. В результате зритель помещается на позицию смотрящего из этих камышей, из самой земли, т.е. как бы погружается в мир изображенных крестьян, в мир земли, в то внутренне соразмерное устройство этого мира, который живет в согласии с природным законом.

«Дедхемская долина» (1828)

«Хлебное поле» (1826): изображение человека, припавшего к земле, пьющего из родника: визуализация концепции естественной близости человека и земли, земли как питающего человека начала.

«Собор в Солсбери» (всего было выполнено 8 вариантов этого произведения - с 1823 по 1828 гг.): картина была заказана епископом собора в Солсбери Фишером. Епископ отказался взять тот вариант, который предоставил ему Констебл, по причине отсутствия ясности в небесной сфере, драматичности решения неба, затянутого облаками.

Серия этюдов облаков была выполнена Констеблом в Хемпстеде. В эти годы была издана книга метеоролога Люка Говарда, который составил классификацию облаков. Эта книга во многом стала основой метеорологии - науки, рождающейся в XIX в., открывающей закономерности погодных явлений и способы их предсказаний. Связь облаков и погоды, т.е. связь небесной и земной сферы является предметом рассмотрения в этой науке. Этими явлениями и спецификой этой взаимосвязи чрезвычайно интересовался Констебл. Концепция небесной сферы как определяющей события сферы земной была актуальна для Констебла. В этой серии этюдов можно наблюдать сосредоточение исключительно на небесной сфере. Облака в этюдах, акварелях Констебла пронизаны линиями, есть порыв и есть отдельные кучевые образования, всплески. Но всегда присутствует некая протяженность, полоса, связующая небесную сферу. Облака - это не небо. Облака а) заслоняют небо, б) формируют близкое земле небо; в) составляют погоду; г) изливаются на землю дождем; д) часть небесного пространства, предназначенного для земли; е) движущаяся и беспокойная часть небесной сферы, которая без облаков пребывает в бесконечном спокойствии; в отношении облаков и небес видится аналогия человека и божественного

_______ Лекция 124. Живопись направления «реализм». Реалистический пейзаж Англии___________

мира, не случайно, метафора облаков используется для определения человека - вечного странника (например: Лермонтов). Движение в небесах, за счет этой аналогии, можно представить как движение, подобное движению человеческой души. Облака также заслоняют свет, либо пропускают свет - это переходный элемент, граница между небом и землей.

В своих произведениях Констебл использует прием рефлекса, рождаемого отражением небесного света на любой объемной форме, зависимостью всех оттенков цвета от всепроникающей силы освещения.