Характеристика позднего периода творчества Дж.Констебла

Поздний период творчества определяется эскизным характером выполняемых произведений, введением белых световых бликов в конструкцию пейзажей в 1828-1837 гг.

Работал в акварели («Стоунхендж»), сепии.

«Вид от Хемпстеда» - пространство земли теряет ориентиры. Лишь слабо выступающий на далеком горизонте силуэт купола собора св. Павла.

«Облака над просторным пейзажем». Линия земли практически полностью исчезает.

«Сток-бай-Нэйленд». Вырабатывается техника с использованием белых маленьких пятен: это то, что Констебл называл «роса», это блики солнечного света, расставленные, разбросанные по всей земной поверхности: новый способ, использованный Констеблом для визуализации понятия связанности, единства всего мира, взаимоотражения неба и земли. Подобный прием затем будут использовать импрессионисты, в частности, Огюст Ренуар.

В поздний период творчества эскизы приобретают самостоятельное значение. Незаконченность как принцип, как художественный прием, высвечивающий тотальную динамичность, беспредельность, к которой стремится земное бытие.

Лекция 125. Живопись направления «реализм». Реалистический пейзаж французской барбизонской школы