Творчество основных представителей барбизонской школы пейзажной живописи

Реализм во французском пейзаже начинается с так называемой барбизонской школы, с художников, получивших в истории искусства такое название по имени небольшой деревни Барбизон, расположенной на краю лесного массива в Фонтенбло. Это была группа молодых живописцев - Теодор Руссо, Диаз де ла Пенья, Жюль Дюпре, Константин Тройон, Шарль Франсуа Добиньи, - которые приехали в Барбизон писать этюды с натуры. В названиях «барбизонский», «барбизонцы» есть, конечно, доля условности. Далеко не все картины Теодора Руссо (1812-1867), Жюля Дюпре (1811­1889), Шарля Франсуа Добиньи (1817-1878) и других мастеров группы исполнены в Барбизоне. Еще до знакомства с Фонтенбло написал, например, свой «Рынок в Нормандии» Теодор Руссо, глава барбизонской школы.

Картины мастера барбизонской школы завершали в мастерской на основе этюдов, отсюда законченность и обобщенность в композиции и колорите. Живя в деревне, они настойчиво изучали природу во всех ее переменчивых аспектах.

Зарождению этого движения способствовало впечатление, произведенное в парижских кругах выставкой английских художников (1824), прежде всего, произведения Констебла произвели особое впечатление той новой концепцией пейзажа, которая была в них представлена.

В живописи барбизонской школы утверждается концепция чистого пейзажа. Тот же принцип поиска божественной природы. Барбизонцы полагают, что эта форма - исключительно природная (без человека) - особенно ярко это проявлено в творчестве главы школы Т.Руссо.

Теодор Руссо (1812-1867) порывает с традиционным историческим пейзажем, утверждает национальный реалистический пейзаж. Обыденность утверждается как нечто значительное - грандиозные величественные панорамы. Объемность и материальность, конкретность и вещественность изображаемого природного мира - характерная особенности пейзажа Т.Руссо. Работает на природе, в различных местах Франции. Этот метод будет востребован импрессионистами. В 1847 г. поселяется в деревне Барбизон. Здесь выполняет наиболее известные свои произведения: «Выход из леса Фонтенбло со стороны Броль, заходящее солнце» (1848-1850 гг.), «Дубы» (1852 г.). До переезда в Барбизон Т.Руссо предпринял несколько путешествий по Франции, в частности, в Нормандию в 1832 г., где он написал «Рынок в Нормандии». В сущности, это этюд, но его отличает умение вжиться в атмосферу места, внешне ничем не примечательного. Любая из деталей несет ощущение того, как неторопливо, по веками заведенному укладу течет жизнь в таком городке. Медленно проплывает за окном голова женщины. Нигде не видно сколько-нибудь резких жестов.

Лекция 125. Живопись направления «реализм». Реалистический пейзаж французской барбизонской школы

Однообразный как будто мотив - стены домов - очень привлекателен, потому что художник нашел такой уголок, где стены по своей фактуре не повторяют друг друга, где облицовка правильного геометрического узора оттеняется фахверковой пристройкой. Картина определенно писалась с натуры, но в ней нет ничего случайного, доминирует композиционная простроенность, вызванная присутствием абсолютного начала. Выделение среднего плана - прием, который получит широкое распространение у барбизонцев, - позволяет зрителю мысленно входить в пейзаж вслед за художником, который не думает смотреть свысока на эту тихую провинциальную жизнь. Доверительная обстоятельность повествования и достоверность каждой подробности характеризует произведения Руссо.

Первой картиной, принесшей Руссо известность, стал выставленный в Салоне 1833 г. «Вид в окрестностях Гранвиля», одно из наиболее важных ранних произведений барбизонской школы. Небо серое, море представлено лишь чуть виднеющейся узкой полоской на горизонте. Руссо, кажется, нарочито отдает первый план грязи, топи, мелкому кустарнику. Но обыденное утверждается как значительное, достойное самого пристального внимания. Эта скрупулезность рассмотрения, которая делает бессмысленным деление предметов на возвышенные и низменные, закрепляется в эпической широте, почти панорамности вида. Художник вводил битюм для объеди­нения деталей общим коричнево-зеленым тоном. Голландская живопись XVII в. выступила традицией искусства барбизонской пейзажной школы XIX в. Нельзя сказать, что барбизонцы лишь повторяли голландские приемы. Пейзажи Руссо динамичнее, больше вбирают в себя разнообразные индивидуальные настроения художника - от суровости «Вида в окрестностях Гранвиля» и умиротворенности «Пейзажа с мостиком» до романтической встревоженности «Пейзажа с пахарем». Заслуга Руссо и его со-ратников в том, что главным критерием творчества они стремились сделать обращение к натуре, в том, что они открыли реальный пейзаж Франции. Они проложили путь к импрессионизму, оказав большое влияние на последующее развитие реалистического пейзажа как в своей, так и в других странах.

Ближе всего среди барбизонцев стоял к Руссо, у которого он многому научился, Жюль Дюпре. Большое впечатление произвел на него «Вид в окрестностях Гранвиля». Обоих пейзажистов сближает не только сходство тем и построений, но и внесение в природу романтизирующего сопереживания, а также особое чувство ее материальности. Голос земли всегда сильно звучит у Дюпре. Расцвет творчества Дюпре приходится на сороковые годы, когда, по всей вероятности, и был исполнен «Осенний пейзаж». Хотя пейзаж этот показывает мощные дубы, но он скорее интимен чем величествен. Его настроение определено мотивами тишины и покоя - мирно пасущиеся коровы, ласковый свет клонящегося к закату солнца, когда уже золотятся кроны деревьев и воздух по-особенному прозрачен. Во всем ощущается любовное и пристальное всматривание.

Особое место среди барбизонцев занимает Диаз де ла Пенья (1808­1876), испанец по происхождению, поклонник Гюго и Корреджо,- художник,

Лекция 125. Живопись направления «реализм». Реалистический пейзаж французской барбизонской школы

начавший с романтических композиций. Но к какой бы необычной теме ни обращался Диаз, общий красочный эффект был для этого прирожденного живописца важнее литературной занимательности сюжета. «Живопись Диаза, - писал Торе, один из наиболее проницательных критиков середины прошлого в.,- это сон в очарованной стране. Эти леса и эти пленительные создания могут существовать только в видениях. Этому поэтическому очарованию следует приписать успех Диаза, так как сама по себе его живопись должна бы пугать буржуа, который любит обычно живопись законченную, чистенькую и вполне понятную». Действительно, если бы не сюжеты и соответствующее им пасторально-идиллическое настроение в таких картинах, как «Дети в саду» или «Венера и Амур» (1857), манера Диаза с ее плывущими контурами, «взбитой» фактурой и сочной красочной гаммой встретила бы немалое сопротивление у коллекционеров и у жюри Салонов.

По примеру Руссо Диаз обратился к пейзажам леса Фонтенбло. В его деревьях и лужайках появляется больше конкретности, серьезнее настроение картин. Но Диаз не отказывается от романтизма. Маленькие диазовские пейзажи декоративнее, чем ландшафты других барбизонцев. Диаз любит необычное, неровное освещение. Солнечный свет пробивается то сквозь густую листву откуда-то из глубины, то из-за облаков, а то внезапный луч заставляет мерцать и искриться кружево листьев и кору стволов в темной чаще.

В сравнении с Руссо и Диазом, пейзажи Добиньи лишены темпераментности, они созерцательнее, больше идут от исследования натуры, чем от переживания, и в силу этого ближе к природе. Все четыре эрмитажные картины Добиньи показывают постепенное стирание грани между этюдом и картиной и повышенное внимание к воспроизведению света. Особенно замечательных результатов достигал Добиньи в своих этюдах, написанных под открытым небом. Один из них, «Берег Уазы», был создан, по всей вероятности, в середине шестидесятых годов, когда художник совершил свое очередное путешествие по Уазе в специально обо­рудованной лодке-мастерской. Так и чувствуется, как лодка плавно скользит вдоль берега, горизонталь которого определила все построение маленького холста, живо передающего не только внешние особенности, но и сам дух французского пейзажа. Деревня на дальнем плане воспринимается как часть природы, она живет в одном ритме с нею. Стиль исполнения картины «Берег Уазы» полностью соответствует термину «живописный реализм» - так поначалу именовали свое искусство импрессионисты. Добиньи, однако, за десяток лет до них пришел к настоящей пленэрной живописи. Оттого-то такой свежестью и просветленностью отличается его палитра, так живо ложатся на холст мазки, создавая в особенности в верхней, «небесной», части почти импрессионистическую красочную поверхность.

Сам художник не оценил в должной мере важности того, что он сделал в объективном и живописном постижении реальности. Ему хотелось писать масштабные полотна. А когда он приступал к ним («Берег моря в Виллервиле», 1875), то делал шаг назад. Нет, и работая в мастерской, он не

Лекция 125. Живопись направления «реализм». Реалистический пейзаж французской барбизонской школы

сочиняет композицию картины, а повторяет с необходимыми мелкими изменениями пластическую идею этюда, написанного на натуре, но красочная гамма утяжеляется, живопись жертвует своей свежестью и очарованием устаревающим принципам картинности.

Барбизонская живопись в целом постепенно эволюционировала от первоначального полуромантизма-полуреализма ко все большему накоплению реалистических элементов, хотя у ее основоположников именно на позднем этапе существования школы иногда можно встретиться с явной данью романтическим эффектам (таков «Пахарь» Руссо, исполненный в 50-е или 60-е годы). Однако реализм барбизонцев оказался непрочным завоеванием. Как только они добиваются признания в середине столетия, как только вопрос борьбы за существование утрачивает внутреннюю силу, они все больше повторяют самих себя, все больше уступают соблазнам внешней красивости. Если прежде отнюдь не каждому произведению Руссо и Дюпре удавалось пробиться на выставки Салона, то теперь они удостаиваются высоких официальных почестей.

Растущая популярность барбизонцев привлекла к ним Констана Тройона (1810-1865). Свой первый успех в Салоне он стяжал в 1841 г. картиной «Товий и ангел». Тройон был обладателем медалей Салона, когда, по примеру барбизонцев первого поколения, отправился писать этюды в леса Фонтенбло. После поездки по Голландии в 1847 г. он поклонялся Поттеру. Так Тройон пришел к своей теме - реалистическому изображению коров в барбизонском ландшафте. Бредущие и пасущиеся стада принесли славу художнику в годы Второй империи. «Отправление на рынок» - один из главных репрезентантов творчества данного автора.

Лекция 126. Живопись направления «реализм». Творчество Г. Курбе, Ж.-Ф. Милле