Теоретические основания. Периодизация творчества

Творчество Э. Мане можно отнести к такому явлению художественной культуры Франции этой эпохи, как преимпрессионизм. Это означает наличие в его произведениях синтеза таких традиций, как классицизм, реализм, романтизм, импрессионизм, а также символизм. Другим представителем этого направления был Камиль Коро.

В разные этапы наблюдается преобладание какой-либо одной из традиций преимпрессионизма в творчестве Мане (классицизм, романтизм), в целом можно обнаружить сосуществование формальных признаков каждой из этих традиций, формирующее уникальный художественный язык Мане.

_______ Лекция 127. Живопись направления «преимпрессионизм». Творчество Э. Мане___________

Мане попробовал себя во всех жанрах, но распространения исторический, мифологический, религиозный жанры не получили. В основном, в его творчестве преобладают портреты, жанровые сцены, натюрморты. Пейзаж же, как правило, играет вспомогательную роль.

Этапы творчества:

первый этап (ранний): «Мальчик с вишнями», «Любитель абсента», «Лола из Валенсии»;

второй этап (утверждение своей позиции, концепция Бодлера): «Завтрак на траве», «Олимпия», «Мертвый тореро»;

третий этап (традиции Веласкеса, Гойи, Вермеера): «Мальчик- флейтист», «Расстрел императора Максимилиана», «Завтрак в мастерской», «Балкон»;

четвертый этап (импрессионизм): пейзажи, «Железная дорога», «В лодке», «Аржантей», «У папаши Латюиль»;

пятый этап (поздний): «Бар в Фоли-Бержер», натюрморты с цветами и плодами (напр.: «Сирень»),

1858 г. - начало вхождения в философию искусства Ш.Бодлера. В понимании творческого метода Мане необходимо исследовать концепцию той теории искусства, которую озвучил Шарль Бодлер.

Чудесное обступает нас со всех сторон, мы вдыхаем его вместе с воздухом, но глаза, но глаза наши его не замечают, - пишет Шарль Бодлер, и Э.Мане полностью разделяет эту концепцию представления взаимодействия божественного и земного-человеческого начал.

Представления об идее мистического соответствия зримых предметов и невидимых сущностей восходит к средневековой натурфилософии. Также представления о том, что осязаемые вещи являются знаками скрытой реальности можно обнаружить у Платона.

Важно также учитывать значимость романтической концепции в той программе мироотношения, которая создается Мане. Согласно романтическому мировидению, причастность грехопадению, злому началу придала предметам конечный материальный вид. Но романтический индивидуум способен наблюдать бесконечность за пределами конечной оболочки вещей.