Ранний период творчества Э.Мане

Репрезентант раннего периода творчества - картина «Любитель абсента» 1858-1859 гг. (117x103см). Конструктивными элементами, слагающими работу, являются человеческая фигура (вертикальная ось), ниша, стена, составляющие своеобразную раму картины. Человек задрапирован в плащ - он визуально «без рук». В целом, всей фигуре человека свойственна характеристика закрытости, отстраненности, он уходит в свой кокон, будучи здесь, он одновременно вне этого пространства: тело закрыто плащом, на глаза надвинут цилиндр. Человек и стоящий рядом бокал

_______ Лекция 127. Живопись направления «преимпрессионизм». Творчество Э. Мане___________

абсента - самостоятельны. Следовательно, по этому признаку между ними проводится аналогия, они сопоставляются, человек - сосуд, наполовину наполненный абсентом, наполовину - солнечным бликом. (Этот прием - бокал, наполненный светом, использовал в своем произведении «Бокал вина» Ян Вермеер).

Вино понимается как способ проникновения в сферы бесконечного, как возможность выхода за пределы отчаяния человеческой конечности.

Персонаж произведения «Любитель абсента» делает шаг: одновременное стояние и движение - традиционный для иконографии мирового искусства шаг в вечность.

Растворение земной плоти человека, производимое вином, здесь представлено в тени на стене: свет, с которым соприкасается человек благодаря абсенту, дает тень его фигуре, фигура приобретает аспект бесплотности. Более того, цветовое решение фигуры и фона таково, что она сама растворяется в темноте бесконечности. Что показательно, тень лишена четких ориентиров: в ней нельзя различить цилиндр, голову, шею, плечи и

Для данного произведения, равно как и для большинства других произведений Э.Мане раннего и зрелого периодов творчества, характерно использование темного фона. Этот прием встречается в таких работах, как «Мальчик со шпагой» (1861), «Мальчик с вишнями» (1859), «Гитарреро» (1860), «Уличная певица» (1862), «Лола из Валенсии» (1862), «Лежащая женщина в испанском костюме» (1862), «Мужчина в костюме махо» (1862), «Портрет родителей» (1860), «Христос и ангелы», «Мертвый тореро» (1864).

По контрасту с темным фоном, фигура человека, как правило, составляющего ось произведения, - освещена. В результате, создается эффект выхода человеческой фигуры из тьмы на свет. Например: «Уличная певица» (1862) (В этом произведении впервые появляется одна из постоянных героинь произведений Мане - натурщица Викторина Мёран.) - героиня выходит из полумрака дома, находится «на пороге» дома, более того, в доме видна лестница, она спускается сюда.

Источник света в произведениях Мане нигде не локализован, идет непосредственно от зрителя, от художника - от человека перед холстом и в результате, сама человеческая фигура моделируется наполненным этим светом (например: свечение фигуры в картине «Викторина Мёран в костюме эспада», 1862). Фигуру светом наполняет само стояние на границе между освещенным и темным пространством. Соответственно, человеческое бытие моделируется как нахождение на грани между светом жизни и мраком смерти, между небытием и бытием. Человек в жизни выходит на свет, но темнота окружает его - та темнота, в которую он неизбежно должен вернуться.

Традиция выделения человеческой фигуры, светящейся во мраке, восходит к Рембрандту и Гойе. Эта традиция позволяет говорить, что наиболее освещенные фрагменты тел наполнены духовным светом, духовностью.


_______ Лекция 127. Живопись направления «преимпрессионизм». Творчество Э. Мане___________

Темнота фона у Мане может приобретать аспект пустоты - в произведении «Мальчик-флейтист» (1866 г.). Здесь использован тот же прием контраста света и тени, но наоборот: темная фигура мальчика на светлом фоне. Фон здесь репрезентирует вечное свечение окружающей человеческую жизнь бесконечности, и жизнь человека здесь моделирована как мелодия мальчика-флейтиста. Для усиления контраста, для того чтобы подчеркнуть оппозицию предельности фигуры и беспредельности фона, Мане использует контур - обводит фигуру черной линией.

Ранний период творчества Мане связан с так называемой «испанской тематикой». Балетная труппа королевского театра Мадрида давала свои представления в Париже. Актеры позировали Мане в его мастерской. В 1861 г. произведение Мане «Гитарреро» имело большой успех в Салоне (при Наполеоне III была мода на все испанское).

Репрезентантом этого тематического блока творчества Мане можно назвать произведение «Лола из Валенсии».