Зрелый период творчества Э.Мане

«Завтрак на траве». 1863 г. Холст, масло. 208x264.5. Париж, музей Д'Орсэ. В данном произведении можно обнаружить сочетание принципов различных художественных направлений, синтез которых актуален для творчества Мане. Черты классицизма: традиция искусства эпохи Высокого Возрождения: Рафаэль, Тициан, Джорджоне - в качестве эталона. За основу композиции данного произведения берется фреска Рафаэля, популяризированная при помощи гравюры М.-А.Раймонди, а также «Сельский концерт» Тициана (в ту пору авторство приписывалось Джорджоне). Традицией для Мане были испанские мастера (Веласкес, Гойя), в искусстве которых материализовано божественное в предельно оплотненных земных формах. Веласкес - традиция прозрачности границы между повседневностью и чудом, между профанным и сакральным.

Мане часто обращается к композициям, сюжетам и соответственно, к идейному содержанию произведений других мастеров. Он наглядно демонстрирует свой объект-язык, заявляет о традиции. Следовательно, он желает, чтобы его зритель проводил данные аналогии. Это знание позволяет обнаруживать в, казалось бы, жанровых сценах подтекст мифологических событий, событий священной истории. Именно это знание позволяет устанавливать соотношения между иллюзией и реальностью, между видимостью и истинным положением вещей. Композиция отличается пирамидальностью, уравновешенностью, зеркальной симметрией, четким делением на передний и задний планы. Преимущество линейности; контур играет главенствующую роль. Аллегорическая тема, мифологический сюжет.

Черты реализма: использование конкретного пейзажа Франции для организации пространства мифологической сцены - лес Фонтенбло. Мифологические персонажи одеты в современные одежды. Сами персонажи имеют портретные черты: Викторина Меран, Эжен Мане (брат художника),

_______ Лекция 127. Живопись направления «преимпрессионизм». Творчество Э. Мане___________

Ф. Леенхоф (брат жены художника). Сакральное пространство населяется людьми настоящего - миры божественного и земного соприкасаются.

Для Мане были актуальны традиции искусства Веласкеса и Караваждо, которые использовали подобный прием соединения божественного и земного.

Черты импрессионизма: плоскостность изображения - в некоторых частях работы отсутствует моделировка, переходы от яркого света к тени происходят без промежуточных градаций; эскизность - благодаря письму раздельными мазками.

Соединение данных художественных приемов порождают концепцию явления чудесного - муз - в ситуации, определенной рядом атрибутов, связанных с категориями обыденности и современности, кристаллизации необыкновенных событий в мире, в котором человек привык видеть лишь внешнюю оболочку - лес, сидящие мужчины, обнаженные женщины, и не видеть сущности: философские размышления двух человек, позволяющие проникать по наитию явившегося и материализовавшегося вдохновения в событие раздвигания границ материального бытия и за зыбкую границу чувственного и сверхчувственного миров.

Следующий репрезентант зрелого периода творчества - произведение «Олимпия» (холст, масло, 130.5x190 см. Париж, музей Д'Орсэ, картина создана в 1863 г.). В этом произведении можно также обнаружить формальные признаки нескольких художественных направлений.

Черты классицизма: в основе композиции произведения Э. Мане - «Венера Урбинская» Тициана 1538 г. (В 1856 г. Мане, будучи во Флоренции, в галерее Уффици, выполнил копию этой картины Тициана.)

Поза и построение композиции указывает на традиционную тему - изображение лежащей богини (в этой традиции выполнены «Спящая Венера» Джорджоне, «Маха обнаженная» и «Маха одетая» Ф. Гойи, «Венера с зеркалом» Веласкеса, «Одалиска и рабыня» Энгра). Соответственно, традиция указывает на божественное качество героини произведения Мане.

Работу отличает чёткий, строгий, ясный рисунок с преобладанием объёмно-светотеневого начала над цветом. Четкий контур. Мане оконтуривает тело Олимпии и предметов тонкой коричневой линией.

Здесь Мане использует так называемый «сплющенный рельеф» (stiacciato), в результате чего тело более объемно, чем кажется на первый взгляд.

Композиция отличается тектоничностью, целостностью, которая образовалась в результате искусной организации соподчиненности частей. Фигуры равновесны, массы и объемы распределены пропорционально.

Присутствует деление на планы: передний и задний.

Черты реализма: В роли Олимпии изображена известная парижанка, куртизанка Викторина Меран - проститутка, постоянная натурщица Э.Мане. Мане, в соответствии с программой искусства Ш.Бодлера, соединяет вечное и современное, создает новый, свой идеал красоты. Так, в «Олимпии" соединяются божественность (как вечное и абсолютное) и обыденность (как Лекция 127. Живопись направления «преимпрессионизм». Творчество Э. Мане

преходящее и частное). Мане здесь пренебрег устоявшимися взглядами на женскую красоту. Известно, что в XIX в. приветствовались далекие от реальности формы красоты. Идеалы классического искусства были не действенны для Мане, потеряли прежнюю заразительность.

Доказывая правомочность существования Олимпии в качестве идеала, Мане визуально «приподнимает» ее на наших глазах (матрацы, на которых лежит Олимпия - толще, чем в работе Тициана). Ткань, на которой лежит Олимпия - шелк или атлас. По Бодлеру, "...шелка, воздушное сверкающее облако укутывающих ее (женщину) тканей составляют как бы атрибуты и пьедестал этого божества...". Олимпия - т.е. обитательница Олимпа, возвышенного горнего мира, места обитания богов. И здесь создается подобное возвышение для героини, которым является ложе, а в качестве богини представлена женщина, не обладающая совершенной красотой, женщина современная, с атрибутами не естественной, а искусственной красоты (украшения, косметика), более того, это женщина, в соответствии с портретными характеристиками, объективно именуется как падшая - проститутка, а в этом произведении она контрастно возносится. Этими элементами создается атрибутика и новая содержательная характеристика богини любви XIX в. Намеренное искажение видимого и сущностного происходит в человеческом обществе, а произведения искусства высветляют эту замутненную красоту современного божественного начала. Собственно, в литературе XIX в. именно в это время как раз и входит тема, которая будет многократно разрабатываться в искусстве XX в. - проститутки как, в противоположность всей низости ее социального положения, светлого начала, женщины, в которой сохраняется первозданная близость именно богине любви. Эта тема поднимается и в «Даме с камелиями» Александра Дюма, и в произведениях Мопассана.

Примечательна в понимании такого персонажа, как Олимпия, та характеристика женщины, которую дает Шарль Бодлер. Женщина определяется как объект поклонения (и своеобразным идолом, вознесенным на высоту, представлена здесь героиня), существо, дарующее наслаждение, предмет жертвоприношений (подобное действие здесь совершает чернокожая служанка, подносящая Олимпии цветы - явный дар некоего поклонника). Бодлер сравнивает женщину с божеством, равным ему в качестве всесильности, но сила эта называется страшной. Женщина права и даже как бы следует своему долгу, когда старается выглядеть магической и сверхнатуральной. Она идол и потому должна украшать себя золотом, дабы вызывать поклонение.