Поздний период творчества Э.Мане

Репрезентант позднего периода творчества Э.Мане - картина «Белая сирень в стеклянной вазе» (1883 г.). Объект-язык стилевого пространства «ареаклассицизм»: использован прием контраста черного фона и бело- сиреневых цветов; в результате доминирует линейность, контур; этот прием Лекция 127. Живопись направления «преимпрессионизм». Творчество Э. Мане

организует преимущественное движение из глубины на плоскость (плоскостность изобразительной тенденции); эта же направленность поддержана формой граненой вазы, которая выступает своим торцом на передний план. Три грани стеклянной прозрачной вазы - ее прозрачность дает возможность говорить, что всего у вазы 6 граней - это значит, видна строго половина. Прозрачность вазы делает видимыми стебли сирени; ваза наполнена ровно наполовину; один из торцов вазы делит картину пополам - составляет ось композиции - симметричность и устойчивость делает заявленный в картине закон соотношения человеческого и абсолютного начал незыблемым. Контраст черного и белого привлекателен тем, что позволяет каждой из контрастирующих сторон наиболее ярко проявить свою сущность: сущность явлений становится наиболее яркой и очевидной, отражаясь в своей противоположности.

Эта работа выполнена в последний год жизни Э.Мане. В натюрмортах позднего периода творчества сочетаются два приема, которые Мане использовал в ранний и зрелый периоды творчества. С одной стороны, Мане использует темный фон - знак бесконечности, актуальный для первого периода творчества; с другой стороны - природный элемент - сирень. Соответственно, он возвращается к концепции бесконечной черноты вечности, в пространстве которой на мгновение выступает человеческое бытие - конечная жизнь - подобная этим сорванным цветам в вазе. В человеческой жизни, следовательно, присутствует частица бесконечности в ее земном обличии, но содержание, удержание этой частицы не вечно, подобно тому ограниченному времени, что стоят цветы в вазе. Хрустальная прозрачная ваза выбирается им как знак того, что эта конечность зрима и очевидна, эта идея прозрачна.

Лекция 128. Живопись направления «преимпрессионизм». Творчество К. Коро