Специфика творчества представителя преимпрессионизма Камиля Коро

Камиль Коро (1796 - 1875) начинал свое творчество в начале 1820-х гг. Ранний этап творчества Коро ознаменован следованием классическим нормам. Учителя Коро - Мишалон и Бертен - считали, что высоким искусством может быть только пейзаж исторический с сюжетом из античности или мифологии. Коро в своем творчестве постепенно отходит от такого типа пейзажа.

Коро как художник-преимпрессионист занимает необычное положение в истории искусства. С одной стороны, у него академическое образование, которое с неизбежностью заковывает в рамки, ограничивает, образовывает. С другой стороны, выражение прорывается, смещает изобразительную тенденцию классицизма XIX в. Логика развития искусства не позволяет господствовать одной тенденции.

Цветовая гамма произведений строится на градациях одного и того же цвета («валёры», которые Коро считал главным приемом в живописи). Этот прием позволяет создавать плавный переход от формы к фону, соответственно, растворять фигуру в фоне, придавать единую цветность - светонасыщенность композиции, всему миру - модель взаимопроникновения и взаимообусловленности всех элементов мира. («Замок Пьерфон»), Свето- цветовое единство, связывающее фигуру с окружающим ее пространством. Живописный принцип валёров - тонких полутонов, которые обеспечивают единство изображаемого, взаимосвязанность мира, человека и мира. Мифологические персонажи в лесах, изображенных Коро подобны нимфам и музам в произведениях Мане - божественное явлено в природных формах и персонифицируются в античных персонажах, здесь - в этой среде обнажается истинная человеческая сущность.

_______ Лекция 128. Живопись направления «преимпрессионизм». Творчество К. Коро___________

Репрезентантами являются картины «Воспоминание о Мортефонтене», «Купание Дианы».

В работах Коро в 1860-е гг. сформировался тип пейзажа-мечты: т.е. пейзаж на грани единичной конкретики воспроизведения реальности и иллюзии. Существует около тридцати произведений Коро с названием «Воспоминание о ...(чем-либо)». На бытовом уровне в его пейзажах видишь изображение деревьев, травы, людей. На идеальном уровне, обращаясь к тому, что выражено, можно сделать предположение, что здесь представлен некий религиозный обряд, священнодействие. Коро изображает не просто природу и людей, а некие мифические сцены. Вера в чудеса, присутствие божественных, сверхчувственных персонажей в природном мире, в земном пространстве актуальна для мировоззрения Коро.

Известно, что Коро предпочитал изображать неустойчивые, переходные состояния природы - вечер, утро, дождь, порыв ветра. Природа предстает в произведениях Коро как свечение Абсолюта, пейзаж - как возможность в конкретном мгновении увидеть Вечность.

Не-оконтуренность, растворенность деревьев в серебристой дымке возможно трактовать как не-ограниченность; бесконечное, которое находит воплощение в конечном.

Работу Коро отличает некая этюдность, что не соответствует академическим канонам живописи. Коро практически во всех своих пейзажах оставляет впечатление незаконченности. Учитывая академическое образование художника, мы не имеем права делать выводы о том, что он чего-то «не умел». Значит, ему это было необходимо для выражения своей идеи: о «не-ограниченности» мира, о возможном (с помощью веры в чудесное) движении к бесконечности, о возможном взаимопроникновении чувственного и сверхчувственного миров. И произведение искусства - тот уникальный единственный мир, который дает возможность сделать действительно существующее, но очевидное, не видимое всем взаимопроникновение явным и зримым.

В работах Коро как преимпрессиониста есть эффекты прозрачности воздуха, фиксация изменчивости света и цвета на предмете, что позже возьмут за основу импрессионисты.

Наполнение пейзажа светом и воздухом. Много раз пишет Шартрский собор, соборы Венеции.

В 1850-60-е гг. Коро обращается к темам «обыденной» природы.

Произведения: «Воз сена», «Бурная погода. Берег Па-де-Кале», «Порыв ветра». «Жница с серпом» (1857), «Мастерская живописца» (1865-1870).

Художественные традиции:

- классицизм; классицистическая концепция пейзажа, трактующая явления природы как мифологемы, как естественные и наиболее незамутненные ипостаси божественных сущностей, как природное пространство мифа.

Лекция 128. Живопись направления «преимпрессионизм». Творчество К. Коро

- традиция внимательного отношения к явлениям природы - пантеистическое мироотношение мастеров эпохи Возрождения (близость концепции Леонардо да Винчи).

рококо (искусство Фрагонара, Ватто). Пересечение с художественными приемами Ватто происходит, в частности, в единстве серебристо-жемчужной цветовой гаммы.

Картина мира произведений К.Коро:

Мир, построенный в художественном пространстве произведений Коро - это мир, бытующий на хрупкой грани реальности и иллюзии, и через это прозрачное качество проявляющий идеальное состояние взаимопроникаемости миров.

Мир на грани реализуется через соединение принципов реалистического и исторического пейзажа.

Реализация этой концепции прозрачной грани бытия реального и идеального достигается рядом способов:

сюжетный уровень.

а) использование пересечений временных пространств прошлого и настоящего;

б) прямое использование мифологических сцен и персонажей в обстоятельствах реалистической природы: «Купание Дианы», «Орфей, ведущий», «Гомер» и т.п. В данных случаях специфическое новое качество сюжета строится за счет приема неполного использования мифа в каноне иконографии, применение мифа как намека, использование мифа не как цепи условностей и событий, но как знака, раскрывающего новые миры. Например, может вводиться не сюжет, но персонаж. Миф без мифологических границ определенности, миф, не связанный традиционностью прошлого, но распространяющий качество мифологичности на настоящее;

в) изображение неустойчивых, переходных состояний природы - вечер, утро, дождь, порыв ветра. Особенно трепетно он относился к рассветам. Утро всегда ассоциируется с восстановлением сил, утро - время обретения ума и ясности. Утро в истории человечества - это рай;

г) сюжет мгновения, неуловимого события, остановленного и не остановленного одновременно в его ускользающем качестве. Шеллинг: «Искусство, запечатлевая сущность в ее мгновенности, представляет ее в жизненной извечности».

Преимпрессионистический язык:

а) язык позволяет соединять в картине реалистический и мифологический уровни прочтения через вычленение нескольких уровней изображения. На бытовом уровне в его пейзажах видишь изображение деревьев, травы, каких-то людей. На идеальном уровне, обращаясь к тому, что выражено, можно сделать предположение, что здесь представлен некий религиозный обряд, священнодействие. Коро изображает не просто природу и людей, а некие мифические сцены.

_______ Лекция 128. Живопись направления «преимпрессионизм». Творчество К. Коро___________

б. романтическая концепция представлять в виде природы свечение Абсолюта, видения Вечности в конкретном мгновении также входит в конепцию преимпрессионизма.

Живописные приемы.

а) преимпрессионистический язык имеет важным составляющим элементом технику, востребованную затем импрессионистами. Это - техника раздельного мазка, уподобляющая законченные произведения эскизам. Данное качество придает всей работе искомое свойство незавершенности, неупокоенности, бесконечного становления, в котором пребывает мир, все время приоткрывающий иные истинные миры взору, поднимающему завесу над тайной бытия. Не-оконтуренность, растворенность деревьев в серебристой дымке возможно трактовать как не-ограниченность; бесконечное, которое находит воплощение в конечном.

Коро: «Меня упрекают за неясность очертаний, да расплывчатость тонов в моих картинах. Но ведь лик природы всегда плывущий, всегда меняющийся, вся природа зыблется и сами мы словно плывем. И в этом есть тайная сущность жизни»;

б) жемчужная цветовая гамма. Использование бликов белого цвета. Данные приемы создают эффекты прозрачности воздуха, фиксацию изменчивости света и цвета на предмете, что позже возьмут за основу импрессионисты;

в) прием многослойного тонального решения - валёров - в создании художественного пространства. Это строит взаимоперетечение миров, постепенный переход одного в другое и Единосущность этих сфер. Единство колорита. Цветовая гамма произведений строится на градациях одного и того же цвета («валёры», которые Коро считал главным приемом в живописи).

Стилевое пространство.

Стилевое пространство произведений Коро не однородно, как в отношении его художественного наследия в целом, так и в отношении каждого отдельного произведения. Одновременно соприсутствуют тенденции ареаклассицизма и ареаромантизма. Принципиальна взаимооборачиваемость двух коммуникативных ходов. Можно провести параллели тонкой грани бытия и тонкой грани бытования самих картин между двумя стилевыми пространствами.

«Купание Дианы» (1873-1874 гг.) - картина, репрезентирующая творчество К.Коро в наибольшей полноте. Размеры картины: 1 м 62 см х 0.81 м. Колышащиеся деревья справа и слева своими ветвями обрамляющие верхнюю часть композиции.

Листва погружает в размытую дымку проступающее, виднеющееся за деревьями небо.

Облетающая листва, формирующая столпы кружащихся лепестков- листьев вокруг главной героини. Вокруг женского тела возникает дымка. Кроме того, особенно высветлена земля под ногами героини.

Прозрачная вода, в которую смотрится героиня, создает сюжет отражения, обнаруживающего неодномерность бытия.

_______ Лекция 128. Живопись направления «преимпрессионизм». Творчество К. Коро___________

Вода занимает передний план, соответственно, есть ориентация зрителя на совершение действия, подобного действию героини.

Едва-едва пробивающийся несильный свет неожиданно по мере приближения к переднему плану обретает концентрат световой насыщенности - белое тело героини, которая выступает из полумрака и даже мрака (за счет созданного эффекта контраста) окружающего пространства.

Характер совершаемого героиней действия: самолюбование, поза, демонстрация.

Слитность и единый тон объединяют композицию. Отсутствие внимания к деталям является характерной особенностью художественного языка Коро.

На дальнем плане - две полурастворяющиеся в пейзаже полупрозрачные женские фигуры - полуодетые и полураздетые, в прозрачных одеждах, написанных размытыми очертаниями белого цвета.

Большинство элементов, участвующих в организации художественного целого, определяются понятиями, фиксирующими переходные состояния, грань материализации и дематериализации.

Богиня Диана обнажается здесь, погружаясь в саму себя. Диана - богиня лесов, богиня природы, свободы в природе, природного качества свободы. И она становится кристаллизацией лесной сущности самого того же божественного начала, которое проявляется и в лесе, и в Диане, потому что лес - это и есть Диана, а Диана - это лес.

Сопряжение с мифом об Афродите здесь (классицистические традиции «Рождения Венеры» Сандро Боттичелли; сама связь с водным пространством) указывает на такой аспект сюжета, как рождение. На наших глазах происходит рождение природы в ее мифологически антропоморфном качестве совершенной природы человеческой плоти.

И в действии любования Дианы собой представлено удовольствие самой природы качеством своего проявившегося воплощения, обнажения своей божественной сути, своего душевного живого свойства.

«Не то, что мните вы, природа, - не слепок, не бездушный лик, / В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык.» И вот эта последовательная выкристаллизация душевного, божественного начала из того, что кажется обычным лесом происходит, рождается на наших глазах, также смотрящих в корень ситуации, прозревающий, как в воду глядим мы, т.е. видим вдруг, что происходит.

Две героини на среднем плане в пространстве лесного массива - это ступени-предвестники, стадии, предвещающие появление богини. Будучи объединенными с ней женским качеством, они тем не менее противоположны в ней по тому рассеянному свету, которым окутаны, по тому растворенному и слитому естеству с природой. Это дриады - души деревьев. Они подобны ветвям в своем переплетении с лесными ветвями, в гибкости своей и в тяге к деревьям, ко всему природному, которую демонстрируют.

_______ Лекция 128. Живопись направления «преимпрессионизм». Творчество К. Коро___________

Главная героиня же собирает на себе весь рассеянный свет, становится столпом света, сотканным из всех тех просветов, сияний, бликов и отражений, которым наполнено окружающее пространство.

Лекция 129. Живопись направления «импрессионизм»