Стилевая определенность произведений импрессионизма

Направление «импрессионизм» принадлежит тенденции изобразительности, пространству ареаклассицизма.

Ареаклассицистический формальный признак плоскостности характеризует все произведения импрессионизма.

Плоскостность присуща работам импрессионистов, благодаря отказу от линейной перспективы, отсутствию объема, глубины изображения, в результате провоцируется ход на плоскость, в качестве каковой выступает сама поверхность холста. Действие, главный сюжет тем самым разворачивается на плоскости, процесс творчества выводится на поверхность. Персонажами, действующими лицами становятся мазки краски,

Лекция 129. Живопись направления «импрессионизм»

контрасты и аналогии, выстраиваемые между цветами, движение цветовых пятен, изображающих свет; сложение мазков краски в геометрические фигуры.

Одновременно с доминирующей плоскостностью произведениям импрессионизма свойственны живописность, неясность, открытость и единство.

Наличие подобных художественных знаков в их единстве обозначает всю сложность стилевого пространства импрессионизма. Диалог конечного и бесконечного в той посредствующей зоне, которая создана произведениями импрессионизма, совершается на площадке земного мира конечности:

• конечности первого слоя сюжета - плоскости холста, где в отношении искусственно организованном (и наглядно демонстрирующем свою искусственную организацию) действуют лица первого плана - цвета и формы, слагаемые из этих цветов;

• конечности второго уровня сюжета - иконического единства, организуемого намеренно бытовой сценой земной и повседневной жизни человека;

• конечности специфически преходящей композиционной организации данного фрагмента и момента повседневности.

Следовательно, первый ход - полагание вечности, разлитой во мгновении, - ход аналитический.

Но этот выход на плоскость результатом своим имеет восходящий импульс обратного движения:

• процесс художественного творчества, выдвинутый на плоскость, вводит зрителя в роль сотворца, слагающего целое из отдельных красочных фрагментов,

• единство, организуемое совместным действием зрителя и произведения искусства;

• слияние единичного и всеобщего - в изображении персонажей, лишенных четких индивидуальных ориентиров - и значит, это человек вообще;

• обобщенность природной схемы: общий принцип единения земного и небесного,

• кадровость композиционного построения выводит действие за пределы непосредственно изображенного: данный закон распространяется на все сферы земной жизни;

Соответственно, второй ход - если вечность разлита в мгновении, то собирая, мы возводим мгновение до статуса вечности - ход синтетический.