Место человека в произведениях импрессионизма

Произведения К.Моне: В процессе творчества последовательно отказывается от изображения человеческих фигур, концентрируясь исключительно на природных формах.

Произведения К.Писсарро: И в ранний период творчества - свойственно подчеркнуто второстепенное значение человеческой фигуры.

Начиная с 1880-х гг. концентрируется в пейзажах на человеческих фигурах, которые заполняют собой все пространство произведения. Концентрация на человеческих природных формах. Тема единства человека и природы. Человеческая форма, понятая как природная. Близость человеческих и природных форм. В приобщении к природному - залог близости человеческого и абсолютного начал.

Представление о том, что в природе и с помощью природы можно подняться от повседневности земной жизни, природный человек: прием - небо в ветвях деревьев, ветви дерева как небо. Зачастую, в ранний период творчества имеется в левой части композиции дерево переднего плана, которое связывает собою планы земли и неба. Божественное нисходит в это природное начало. Устойчивость тех людей, которые связаны с природой, в них видится идеал. Важное качество человека - он в единстве с природой (единство организовано цветовым способом). Фигуры людей, вырастающие из земли и врастающие в землю.

Произведения О.Ренуара: В центре интересов художника - человек, и только человек, этот человек прежде всего - женщина. Женские фигуры, обнаженное женское тело - идеал.

Лишь в ранний период творчества Ренуар работал в жанре пейзажа.

Ренуар представляет человеческую форму как единственную природу, способную просвечивать сущностью, вне зависимости от того пространства, в котором человек находится. Импрессионистический метод позволяет плавить пространство. И вне зависимости, изображена ли беседка, или городская улица, или ложа в театре, кафе, возможность преображения сохраняется. Внутренний свет человеческого начала, проникает изнутри вовне и освещает собой все вокруг, преображая это пространство.

Для Ренуара нет условий для того, чтобы человеческая природа стала площадкой, на которой произойдет встреча земного и божественного. Это происходит естественно, надо уметь видеть. Особая интимность, эротический характер отношений человека и солнца. Человеческое обнаженное тело - пространство свечения божественного света.

______________ Лекция 130. Субъект-языковая характеристика импрессионизма_________________