Лекция 131. Общая характеристика архитектурного развития Западной Европы рубежа XIX-XX вв.

целого. Эклектическим периодом развития архитектуры были возрождены традиции архитектуры готики, барокко, рококо, классицизма как актуализирующие значимые концепции мироотношения. Но если для эклектики характерно лишь цитирование и воспроизведение, то в модерне происходит творение нового качества в результате синтеза художественных традиций.

Художественные традиции архитектуры модерна:

1. Развитие архитектуры основывалось на изучении природного мира. Сами природные формы становились основой архитектурного моделирования.

2. Традиции готики: духовная устремленность, уподобление здания живому природному организму.

3. Традиции архитектуры Позднего Возрождения: слияние здания с пейзажем, единство архитектурных и природных форм;

4. Традиции архитектуры барокко: динамика архитектурных форм, перетекающих одна в другую, множество точек зрения на здание, воспринимаемое в движении.

5. Традиции рококо: атмосфера комфорта, организация интерьеров, создание памятников светской архитектуры.

6. Традиции восточного - арабского искусства: принципы арабского орнамента в линии модерна - арабеске.

7. Традиции японского искусства: актуальна идейно- художественная программа японского искусства, обожествляющая природу, постулирующая отношение к природе и искусству как к религиозному культу; природная основа архитектурных форм; асимметричный принцип построения композиции, ценность пространственных и временных пустот, организуемых зданием; принцип линеарности.

Архитектура, равно как и в эпоху готики, становится ведущим видом искусства. Здание представляет собой органичный синтез, стилевое единство. Многие архитекторы того времени были одновременно и художниками, и дизайнерами.

Отличной от средневековья является функциональная ориентированность сооружений рубежа веков. Главным образом, это - частные особняки, виллы, отели, многоквартирные жилые дома, моделирующие эгоцентрическую религиозность, а также здания, связанные с демонстрацией произведений искусства - театры, выставочные залы, школы искусства. Строительство культовых сооружений было весьма редким явлением на рубеже веков. Функцию культового пространства взяло на себя интимное, камерное, индивидуальное помещение каждодневного бытия человека. Архитектурными средствами бытовое пространство было преобразовано в площадку душевного восхождения. Иногда архитекторы превращали в подобную площадку и городскую среду, создавая парки, павильоны метро, торговые дома и т.п.