Лекция 131. Общая характеристика архитектурного развития Западной Европы рубежа XIX-XX вв.

Произведения архитектуры модерна развиваются согласно вектору «вглубь и вверх». Решающую роль в формировании целостного облика здания играет интерьер, становящийся местом претворения программы идеалообразования во внутреннем мире человека. Интерьеры образованы многочисленными лестницами, переходами между этажами, обеспечивающими единство всего пространства. Соединительными элементами выступали перила, тонкие стеблеобразные колонны, рисунок стен. Внутреннее пространство в результате плавится, постоянно меняет свои границы, обнаруживает свою потенциальность, раскрывает бесконечность переходов одного качества в другое. Архитектура совершает преображение дома из среды обитания конечного земного существа в зыбкое, становящееся, претерпевающее метаморфозы, возводящее и восходящее пространство раскрытия внутреннего мира человеческой души.

Архитектура стиля «модерн» выражает идею духовного роста, для своей материализации заимствующей формы органики.

Лестницами возводя здание вверх, архитекторы модерна обнажали и непрочность внешней границы сооружения, также готовой для собственного преодоления. Вводились плафоны, витражи, окна, связывающие несколько этажей здания. Здание тем самым открывалось, демонстрируя прозрачность границы, не препятствующей взлету внутренне оформленного, взошедшего и готового выйти в сферы обесконечивания.

В основу архитектуры конца XIX - начала XX вв. положено новое представление о законах организации пространства, сформировавшихся в данное время и открывших несовершенство Евклидовой геометрии, понимающей пространство как трехмерное и построенное на основе прямых линий. Было доказано Гауссовой геометрической теорией, что прямая линия в пространстве есть абстракция, в то время как истинная линия-конструктор пространственных отношений - кривая, являющаяся репрезентантом энергетических токов, пронизывающих собой мир. Кривая была воплощена в неправильной синусоиде. В архитектуре эта линия присутствует в качестве контура, рисунка архитектурной композиции, а также формирует структуру объектов. Позднее геометрией Гильберта были установлены правила руководства искусственной геометрией, а не истинными законами в создании пространства как научно-математического, так и архитектурного, что получило воплощение в архитектурном конструктивизме. Но в ситуации рубежа веков актуальным стало воссоздание истинной пространственной атмосферы мироздания, связывающего земное и небесное бесконечным множеством неосязаемых, сверхчувственных отношений. Общая теория относительности, развитая А.Эйнштейном на рубеже XIX-XX вв., предлагает представление о геометрии как форме искривления пространства, определяемой силовыми взаимодействиями тел. Это означает, что каждый объект наделен энергетическим полем, потенциально энергетически активен, и исходящая от объекта энергия формирует пространство. Визуализацией данного представления, оформленного в его религиозной значимости, становится архитектура модерна.