Художественные приемы архитектуры модерна рубежа XIX-XX вв.

Архитектура стиля «модерн» характеризуется такими формальными признаками, как единство, смутность, открытость, глубинность, живописность.

Единство раскрывает себя в тяготении всех архитектурных форм к взаимному слиянию. Используются единообразные ритмы (преимущественно, волны либо плетения растений), в которые включаются все архитектурные формы, в этом уподоблении теряя свою самостоятельность и включаясь в единое течение, растворение собственной замкнутости и конечности.

Смутность проявляется в сложных планах сооружений, развивающихся без единой оси, из точки вестибюля вовне, подобно естественному росту природного организма. Ни одно из помещений зданий не имеет правильных геометрических очертаний. Пространства наслаиваются друг на друга, спиралевидно разворачиваясь из точки входа, инициирующей «раскручивание» архитектурной системы. Интенсивное введение природных растительных мотивов в архитектурные формы переводит здание на неясную границу между природным и искусственным объектами. Живущий теряет ориентиры определенности того пространства, в котором находится - древо, лес, океан или дом. Неясной, призрачной является и атмосфера внутренних помещений, зачастую затемненная, преображенная витражным светом, лишенная четких ориентиров.

Открытость сооружений модерна обеспечивается принципиальной незавершенностью архитектурных конструкций, потенциальностью тех преобразований, которые они демонстрируют. Структура зданий такова, что она может быть продолжена как по горизонтали, так и по вертикали. Бесконечные парковые скамьи, волнообразные качающиеся ритмы фасадов, устремленность шпилей делают здание метаморфозой в становлении. Подобие архитектурных форм природным и чуткость архитекторов модерна к окружающему пейзажу делает здание открытым природе в аспекте перехода художественных форм в природные, куда оно и направляет своего созерцателя и обитателя.