Бельгийский модерн

Бельгийский модерн представлен произведениями таких архитекторов, как Виктор Орта и Анри Ван де Велде. Особняк Тасселя в Брюсселе, построенный В.Орта в 1892-1893 гг. является ярким репрезентантом стиля. Здание предстает как единый организм, созданный в соответствии с органическими законами роста, восхождения. Извилистые, волнообразные линии кованых лестничных перил и колонн повторяются в каждой детали интерьера: линейный мозаичный узор на полу, стеклянные плафоны крыши, изогнутые формы замочных скважин и пр. Каждый элемент интерьера определяется понятием интенциальности, внутренней потребности к переходу в иное. Для визуализации данных понятий берутся такие природные формы, как бутон и стебель, подчеркивающие не венчающую

Лекция 132. Стилевое пространство «ареаромантизм» в аритектуре конца XIX - начала XX вв.: архитектура Франции, Бельгии, Испании, Швейцарии

стадию расцвета и роста, но саму потенциальность возрастания, устремления, тяги к самораскрытию, предел которому не положен. Узловой точкой особняка, начинающей процесс самораскрытия, выступает вестибюль, от которого расходятся реальные (лестничные) и ирреальные (арабески) поднимающиеся волны. Извилистый рисунок стен демонстрирует подвижность плоскостей потолка и пола, их взаимное сообщение, не параллельность, но тягу к взаимопересечению. Радиация сверхчувственных сил наполняет здание, разрушая его профанную функцию жилища. Лестничная площадка оформлена копией античного рельефа трона Лудовизи «Рождение Афродиты». Поднятие Афродиты из волн морских, восхождение рождающейся богини любви выступает иконическим знаком, настраивающим все символическое архитектурное пространство на соответствие вектору божественного движения. В результате все сооружение строится как визуальная модель морских волн, порождающих в своем поднятии божество.

Вестибюль особняка Ван Эйтвелъд, выполненного В.Орта в 1895 г. в Брюсселе демонстрирует эффекты взаимодействия стекла и металла, создающие атмосферу прозрачности, просвечиваемости, хрупкости этого мира, его готовности к растворению. Спиралевидные лестницы вестибюля образуют линии, каждая из которых выводит и зрительский взгляд и самого зрителя-обитателя к светящимся оконным проемам. Стекла соединяют несколько этажей здания и решены не как проемы в стене, но как сама стена, что раскрывает здание вовне, а также вверх, поскольку высшей точкой устремления лестничных и опорных линий является плафон вестибюля.

А.Ван де Велде в здании особняка Отле в Брюсселе также при помощи оконной системы, соединяющей этажи, и активном использовании лестничных изгибающихся сложных конструкций демонстрирует перетекание одного уровня в другой, а, следовательно, подвижность здания как единого организма, существующего единым порывом, а не раздельными этажами. В здании Высшей школы изящных искусств великого герцога Саксонского Ван де Велде использовал принцип динамического сжатия лестницы для организации ощущения стремительности взлета. Вытянутые окна, прорезанные в стене по стороне лестницы, поставлены под углом друг к другу и на разной высоте, что делает их также идеальными ступенями лестничного пространства.

Отличием субъект-языка произведений А.Ван де Велде от стиля В.Орта является применение принципа абстрактной линии, не стилизующейся под формы растений. Художественная форма активно включает не только изогнутые линии, но и объемные элементы. В его произведениях декор является не столько графичным, сколько скульптурным, сохраняя при этом преимущественно орнаментальный характер.

Лекция 132. Стилевое пространство «ареаромантизм» в аритектуре конца XIX - начала XX вв.: архитектура Франции, Бельгии, Испании, Швейцарии