Французский модерн

Фрат^узский модерн представлен произведениями Гектора Гимара. В 1900 г. данным архитектором были созданы павильоны парижского Метрополитена (станция «Порт Дофин», станция «Пале-Рояль», станция «Отель де Билль»), Данным произведением была выполнена одна из основных художественных программ модерна - программа идеального преображения земного мира средствами чувственно-сверхчувственной заразительности произведений искусства. Входы в Метрополитен - подземную систему Парижа, по определению подчиненные движению сверху вниз, в произведениях Г.Гимара преобразили свою утилитарную функцию. Основной строительный материал - железо, которое благодаря своим качествам пластичности и гибкости, позволяет создавать сложные формы, подобные формам деревьев, трав, цветов. Уличные фонари, обрамляющие входы, напоминают экзотические растения или цветы, тянущиеся вверх. Кроме того, чугунные решетки, которыми оформлены спуски в метро, окрашены в зеленый цвет. Тем самым движение в метро моделировалось как движение к корням растений, а выход - к расцвету цветов под лучами света. Расходящаяся вверх лучевая структура воспроизведена в оформлении станции Порт Дофин. В результате движение пользующегося метрополитеном приобретало характер эталонного соучастия с природой.

В отеле Поля Меззара, выполненном Г.Гимаром в 1911 г., нервюры единым стеблем пронизывают собой интерьер здания (внутренний дворик). Кроме того, вводится окно в потолке, что соответствует принципу готических соборов. Единство стекла, железа и воздуха обеспечивает прозрачный характер интерьера, его готовность к растворению с природным пространством. Стеклянные окна находятся в свободном парении, обеспечивает почти полную прозрачность. Отсутствие определенности, предельности форм обеспечивают общий эффект зрительного взлета, поддерживаемого возможностью физического подъема по витой лестнице.

Отель Жибер, построенный в 1901 г. французским мастером Франсуа Шелкопфом, характеризует направление модерна, которое условно обозначается «пластицизм». Единый для модерна принцип соответствия архитектурных форм - природным, законов здания - законам мироздания, текучести архитектурных форм как репрезентирующих включенность в бесконечное движение абсолютного духа, в отношении пластицизма концентрируется в приемах повышенной живописности архитектуры, применения скульптурных методов в создании архитектурных форм.