Рационализм в архитектуре рубежа XIX-XX вв.

Стилевое пространство «ареаклассицизм» в архитектуре Западной Европы рубежа XIX-XX вв. представлен двумя направлениями: рационализм и неоклассицизм. Но специфика развития стилевого пространства «ареаклассицизм» на рубеже веков заключалась в непременном синтезировании классицистических и романтических приемов, создававших своеобразие стиля «модерн».

Теоретическая программа архитектуры рационализма определяла приоритет конструкции, единство внешней и внутренней концепции здания, очевидную функциональность всех архитектурных элементов. Произведения, которые воздвигались в полном соответствии с теоретической программой рационализма, использовали чистые геометрические формы правильных прямоугольных очертаний. Архитектурный язык отличался подчеркнутым лаконизмом. Архитектурная конструкция строилась на основе соблюдения формальных признаков множественности, ясности, линейности, замкнутости, плоскостности. Плоскость стены активно формировала внешний облик здания, прямоугольные членения которого подчеркивались как отдельными прямоугольными деталями (окнами, эркерами и пр.), так и орнаментом, подчеркивающим прямоугольные границы стен, границы отдельных архитектурных компонентов. Художественную традицию европейского рационализма составило японское искусство.

Каждое истинное архитектурное произведение искусства рубежа XIX- XX вв. для реализации своей религиозной миссии востребовало синтез рационалистических и иррационалистических приемов. Как правило, рационализм определял экстерьер зданий, романтизм - интерьер.

Рационализм проявился в художественной деятельности шотландской и венской архитектурных школ. Репрезентант шотландской архитектуры рубежа XIX-XX вв. - Школа Искусств в Глазго, воздвигнутая Чарлзом Рени Макинтошем в 1898-1909 гг. Северный фасад организован чередованием больших остекленных поверхностей с относительно узкими простенками.

Лекция 133. Стилевое пространство «ареакпассицизм» в архитектуре конца XIX - начала XX вв.: архитектура Австрии, Германии, Шотландии

Портал главного входа организован лестницей волнообразных очертаний, что создает затягивающий эффект в пространство, созданное для организации художественного творчества. Западный фасад сформирован гладью стены, состоящей из каменных блоков прямоугольных очертаний с асимметрично расположенной группой эркеров, выстроенных в вертикали, пронизывающие собой фасад. Схема интерьера в целом подчинена единому ритму прямоугольных помещений. Но каждая отдельная комната Школы Искусств организована вертикальными линиями-осями, созданными свисающими с потолка прямыми вертикалями ламп, восходящими линиями стульев с высокими спинками, декорацией стен тонкими, убегающими вверх линиями.

Таким образом, школа в Глазго сформировала своеобразный подвид стиля «модерн», в основе которого лежала схожая идея душевного восхождения, что обусловило вертикализм ритмов, но в единстве с упорядоченностью основания - точкой исхождения данных вертикалей. Доминанта вертикализма в архитектуре и в интерьере, в сочетании с кубизмом архитектурных форм. Прямые линии и прямые углы архитектурных конструкций находятся в диалектическом единстве с полупризрачным пространством интерьеров, «населенных» бесплотными персонажами, представленными в произведениях изобразительного искусства, оформляющих помещения. Данные персонажи задавали эталон человека, населяющего эти здания, живущего в этих интерьерах.

Вертикали пронзают здание, определяют организацию предметов быта. Высокая спинка стульев нецелесообразна, соответственно здесь прежде всего жизнь не тела, но духа. И это настраивает человека на лад воспарения. Особенно эта идея проявлена в интерьере Чайных комнат, ряд которых был создан Ч.Р.Макинтошем в Глазго. Чайные комнаты (например, на Инграм- стрит в Глазго, 1900 г.) построены в соответствии с актуализацией японской традиции чаепития как пространства медитативного вознесения души, чайная церемония благодаря специальной архитектурной организации предстает как священнодействие.

Во Франции рационализм представлен творчеством Анатоля де Бодо - создателя церкви Сен-Жен на Монмартре в Париже (1898-1903 гг.) - культового сооружения, воссоздающего готические традиции, но в художественном материале железобетонных конструкций. Творчество де Бодо также демонстрирует слияние традиции рационализма и Арт Нуво.

В архитектуре рубежа XIX-XX вврационалистические тенденции зачастую соединялись с классицистическими, как это произошло в творчестве большинства представителей венской архитектурной школы - Отто Вагнера, Йозефа Хоффмана, Петера Беренса, Леопольда Бауэра, Йозефа Ольбриха.

Отто Вагнер - глава венской школы, формулировал ее основную задачу в создании стиля, который должен был стать воплощением разумного порядка. Разум понимается как сила, соединяющая природу и человека. Также теоретиком рационалистической архитектуры был представитель

Лекция 133. Стилевое пространство «ареаклассицизм» в архитектуре конца XIX - начала XX вв.: архитектура Австрии, Германии, Шотландии

венской школы Леопольд Бауэр. Он разрабатывал принцип абсолютной целесообразности, которую приравнивал к абсолютной красоте. Бауэр утверждал простой и геометризированный стиль.

Репрезентант - особняк Стокле в Брюсселе, выполненный венским архитектором И.Хоффманом. Памятник основан на доминировании прямых линий, пересекающихся под прямым углом, выявляющих силуэт здания, его внешние и внутренние границы, полагая предел зданию специальными орнаментальными формами. Использован прием цветового контраста между светлой плоскостью стены и темным оформляющим контуром (карнизом, оконными рамами и пр.). Особняк Стокле в своем основном объеме демонстрирует преобладание горизонталей. В то же время центральная часть здания венчается высокой башней, возносящейся ввысь пирамидальной группой поставленных друг на друга уменьшающихся объемов. Интерьер особняка Стокле представляет контраст рационалистическому упорядоченному облику экстерьера: оформлен живописными композициями, выполненными Г.Кпимтом. Объединяющим началом для экстерьера и интерьера является актуализация японских художественных традиций, проявляющихся в преимуществе символических знаков в организации произведений и архитектуры, и живописи, составляющих данный целостный ансамбль.