Творчество Эмиля Антуана Бурделя

Художественный язык скульптур, созданных Эмилем Антуаном Бурделем (1861-1929), во многом определяется традицией пластики О.Родена. Отличительными особенностями являются актуализация принципов скульптуры античной архаики и резко читающаяся рельефность поверхности скульптурных композиций. В произведениях всегда властвует сильное напряжение, движения его фигур доведены до предела, фигуры изломаны, представлены в сложных ракурсах. Композиции почти всегда центробежны.

«Большая трагическая маска Бетховена» являет собой материализацию романтического духа бетховенской музыки. Скульптура «Стреляющий Геракл» (1909 г.) построена на основе множественного повторения композиционных луков, создающих эффект радиационного распространения токов натяжения. Понятие «натяжение» соотносится с понятием «напряжение». Не видимы тетива, стрела и цель стреляющего Геракла, что, в соединении с расположением лица и тела главного персонажа позволяет заключить, что представлен человек-стрела, человек-лук. Ситуация стрельбы, лишаясь существенных чувственных детерминант превращается в сверхчувственную, переводится в плоскость репрезентации внутреннего душевного напряжения. Представлена потенция к совершению героического хода. Отсутствие реальной цели доказывает важность не совершения подвига, но подчинения всего человеческого существа

Лекция 134. Стилевое пространство «ареаромантизм» в скульптуре конца XIX - начала XX вв.: творчество О. Родена, А. Бурделя, Ф. фон Штука

героическому выходу за пределы самого себя. Геракл - герой, в котором соединяется человеческое и божественное, смертное и бессмертное. Представлен тот мифологический момент, когда Геракл направляет лук свой на бога солнца Гелиоса, воспротивившись силе палящих солнечных лучей. То есть, представлен момент, в который человек оказывает сопротивление богам, бросает вызов высшим силам. Миф гласит, что Гелиос был восхищен смелостью героя, и это стало первым шагом приближения Геракла к вознесению на Олимп. Автором данного скульптурного произведения выбран момент, репрезентирующий актуальное для культуры рубежа XIX- XX вв. направление идеалообразования: человеческое начало устремляется ввысь и в этом своем возносящемся движении соприкасается со сверхчеловеческим началом. Геройским шагом человек вступает в область сверхчеловеческого.