Специфика художественного языка скульптур Аристида Майоля

Несмотря на то, что доминирующим стилевым пространством в скульптуре рубежа XIX-XX вв. выступает ареаромантизм, произведения в стиле ареаклассицизма в художественной культуре Западной Европы реализовывали программу диктатной религиозности, определявшей законы нисхождения божественных заповедей в человеческий мир.

Главными представителями скульптурного ареаклассицизма явились произведения, созданные Аристидом Майолем (1861-1944).

Художественный язык скульптур А. Майоля включает объект-язык египетской скульптуры; произведений древнегреческой классики (творчество таких мастеров, как Фидий, Поликлет).

И произведения монументальной скульптуры, и пластика малых форм созданы в соответствии с идеей монументальности, которая не зависит от размеров, но является характерной особенностью мироотношения, выстраиваемого скульптурой.

Статуи отличаются особой весомостью пластических масс, ясностью пропорций, наполнены покоем, грацией, достоинством. Покой подчеркнут четким контуром, гладкой отполированностью фигур. Нет острых углов у фигур - следовательно, нет сопротивления, борьбы тела и окружения, весь космос воплощен в фигуре. Свет омывает плавный, плывущий контур обнаженных фигур. И спокойное со-бытие света и фигуры организует общую атмосферу спокойствия, в котором пребывает тот эталон человеческого бытия, который представлен главным персонажем.

Гармонию также организует пластический объем, заключенный в себе.

Композиция почти всегда вертикальна, причем фигура своей позой, общей направленностью, жестами и взглядами формирует нисходящее движение. Используя художественные приемы греческой классики (например, контрапост), скульптуры Майоля создают эффект достигнутого внутреннего равновесия. В отличие от скульптур О.Родена, где беспокойство тел служило знаком существующего разрыва между телом и духом в человеке, в скульптурах А.Майоля присутствует гармония человеческого духа и тела, которое служит полноценным выражением божественной души человека, являющегося естественной частью природы.

Скульптуры Майоля - это, как правило, одиночные фигуры. Обнаженное женское тело для Майоля было художественным материалом, репрезентативная мощь которого представлялась мастеру неиссякаемой. Данный материал являлся репрезентантом Абсолюта во всех аспектах его явления. Сюжет произведений лишен определенности: героини стоят, сидят, совершают туалет. Героини не могут быть детерминированы ни узко портретно, ни социально, но лишь общечеловечески. Женщина привлекательна в качестве художественного материала в силу возможности наиболее наглядной демонстрации человека, принимающего божественный диктат, наполненного божественным. Пафос явления божественного в человеческий мир наполняет скульптуры Майоля.

Лекция 135. Стилевое пространство «ареаклассицизм» в скульптуре конца XIX- начала XX вв.: творчество А. Майоля

В строении человеческой фигуры моделируется устройство мироздания, гармоничность и порядок этого устройства визуализирует ту гармонию, которая присутствует в устройстве мира. А.Майоль в разработке каждой скульптурной композиции руководствовался простыми геометрическими фигурами: квадрат, ромб, равнобедренный треугольник; конструирует фигуры, согласно геометрическому плану. По этим законам в начале 1900-х гг. были созданы такие произведения, как «Средиземное море» (1901-1905), «Ночь» (1902-1906), «Помона» (1907), «Иль-де-Франс» (1910­1925), памятник Сезанну (1912). Например, скульптура «Сидящая женщина» (1905) вписывается в треугольник, поза уравновешена, силуэт прост и четок. Взаимодействие вертикалей и горизонталей, устанавливающее покой, составляет один из главных сюжетов произведения.