Анализ произведений-репрезентантов творчества Аристида Майоля

Скульптура «Помона» (1907). Материальный статус художественного образа формируется понятиями «гладкость выступов», «объемность форм», «пульсация бугров и впадин», «обтекание», «ниспадание» линий контура. Будучи выставленной в открытом парковом пространстве, скульптура подвергается омовению небесными водными и воздушными потоками. В этом проявляется такая черта скульптурного языка произведений Майоля, как интимный контакт произведения и природного окружения, что распространяется и на представление самих статуй как гармоничных элементов природной среды. На индексном статусе художественного образа можно зафиксировать такие понятия, как «полнота», «обнаженность», «увенчанность». В соединении женской фигуры с плодами в руках героини и с окружающим пространством рождается понятие «несение плода», «дар». Иконический статус художественного образа раскрывается через подобие природных растительных и природных человеческих форм - кисти рук как сосуды для фруктов, пара круглых плодов аналогичны грудям героини. Созерцательное, одухотворенное выражение лица героини указывает на внутреннюю наполненность, которая представлена в единстве с наполненностью внешней, телесной, что и позволяет прозреть божественный статус представленного персонажа. Будучи началом нисходящего движения, лик, осененный венком, также выступает отправной точкой геометрического трапециевидного построения, опорными точками в котором выступают круглые формы - головы, грудей, ладоней с плодами. Плодочеловеческое единство богини плодов Помоны изображено в состоянии выдвижения, пульсации, дарения, с чем соотносится и «шаг в вечность», который изображает героиня. В синтезе возникает понятие «божественный дар природы», «природа как божественная дарительница». Введение антропоморфного женского элемента в художественное решение данной идеи позволяет экстраполировать концепцию дара на человеческую природу.

В памятнике Полю Сезанну (1912) также в качестве художественного материала взято обнаженное женское тело, построенное в соответствии с

Лекция 135. Стилевое пространство «ареаклассицизм» в скульптуре конца XIX- начала XX вв.: творчество А. Майоля

законами устойчивости, монументальности, тяжести уравновешенных масс, доминанты нисходящего движения, организованного фигурой. Аллегория творчества Сезанна представлена возлежащей на постаменте. Но традиционная модель надгробия, несмотря на некоторое формальное присутствие необходимой атрибутики, здесь не актуальна, поскольку вечная жизнь художественного постижения бытия, опредмеченная здесь совместным творческим усилием Сезанна и Майоля, трансформируется в камертон приближения к раскрытию бесконечности Абсолютного начала. Возлежащая поза полусогнутыми ногами формирует очертания треугольника, соотносящегося с горными массивами, являвшимися частым художественным материалом П.Сезанна. Над коленом как высшей точкой образованной «горы» находится массивная лавровая ветвь, которую героиня держит в руке. Рука, ветвь и взгляд достраивают горные очертания еще выше, что позволяет всю скульптурную композицию замкнуть в очертаниях треугольника. Женское тело здесь предстает в качестве ландшафта, в качестве одушевленной модели природы и мира в целом. Вечность геометрии мирового порядка, репрезентированная композиционными закономерностями, является наиболее ярким проявлением художественного метода П.Сезанна, произведения которого, равно как и произведения Майоля, принадлежат стилевому пространству ареаклассицизма.

Произведения А. Майоля демонстрируют, что в искусстве стилевого пространства «ареаклассицизм» создан идеал, воссоздана (с эпохи классической античности) модель гармонического человека. В человеческих формах, созданных А. Майолем, воплотилась вечность божественного начала.


ТЕМА 40. ЗАПОДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВВ.