Стилевая определенность неоимпрессионизма

Направление неоимпрессионизм именуется также «пуантилизм» и «дивизионизм», что связано с техникой, в которой работали художники. Факт выведения наименования техники в название художественного течения указывает на особое значение искусности в художественной концепции данного направления. Искусное творение искусственного мира становится не вспомогательным этапом процесса художественного диалога, но собственно пространством образования визуального понятия. Понятие «пуантилизм» означает «точечная манера» (от франц. point - «точка»). Понятие «дивизионизм» происходит от французского division - «разделение». Данное название фиксирует научное основание художественного метода, основанного на разделении цветов.

Термин «неоимпрессионизм», используемый П.Синьяком в теоретических трактатах, встраивает направление в единую линию развития европейского искусства. «Новый импрессионизм» продолжил тенденцию визуализации художественных принципов стилевого пространства «ареаклассицизм», обозначающего возможность диалога-отношения человеческого и Абсолютного начал в аспекте принятия диктата божественного закона, осознания наполненности земного бытия божественным соучастием.

К «ареаклассицизму» в аспекте «дивизионизм» принадлежат произведения, созданные такими художниками, как Жорж Сёра, Поль Синьяк, Шарль Ангран, Альбер Дюбуа-Пилле, Эдмон Кросс, Тео Ван Риссельбург, Анри Ван де Вельде. Произведения группы неоимпрессионистов отличаются единством техники, нивелированием индивидуальной манеры исполнения, безусловным преимуществом объект- языка дивизионизма перед субъект-языком конкретного автора. Неоимпрессионизм - явление уникальное для искусства конца XIX в., в

Лекция 136. Направление «неоимпрессионизм» в живописи K.XIX - н. XX вв.: творчество Ж. Сёра

пространстве которого принципиально важным являлось возведение индивидуального творческого голоса в энтузиазном стремлении подняться над окружающим пространством, быть услышанным высшими силами. Помимо доказательства актуальности ареаклассицистической программы, данное уникальное обстоятельство служит также свидетельством, что неоимпрессионизм одновременно подводит итоги как художественного становления живописи XIX в., так и всего предшествующего европейского развития живописного метода. В системе произведений изобразительного искусства дивизионизм обозначает поворотный момент синусоиды ареаклассицизма, доходящей до своей пиковой точки и начинающей обратное устремление к преобладанию ареаромантизма.